Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Джунгары нападали на казахские земли воспользовавшись. Джунгаро-казахские войны - история казахстана

Активную роль в усилении джунгарских устремлений на территорию Казахстана сыграл Цэван Рабдан, вступивший на престол в 1697 году. Особым вниманием джунгар пользовалась южноказахская территория с богатыми травой и водой пастбищами, торговыми караванными путями. В 1709 – 1711 годах джунгары вторглись в Казахстан, захватив огромную территорию, угнав в плен значительное количество женщин и детей. В 1710 году казахские правители и батыры созвали съезд в Каракумах. Предводителем всеказахского ополчения был избран батыр из рода канжыгалы Богенбай, был разработан план отпора джунгарам. Ему удалось скорректировать действия военных отрядов трех жузов, и к 1713-1714 годам территория казахов было очищена от захватчиков.

В 1716-1717 годах последовало новое вторжение, нанесшее значительные людские и материальные потери казахам Старшего и Среднего жузов

До 1722 года установилось относительное затишье, но в 1723 году новый император Китая Юнчжен сел за стол переговоров с Цэван Рабданом. Заключенное с китайцами мирное соглашение привело к активизации военных действий джунгар против казахов.

К февралю-марту 1723 года в районе рек Чу и Талас было сосредоточено около 30000 джунгарских солдат. Они внезапно напали на казахские роды, рассредоточенные на кочевьях.

Мирное население бежало со своих кочевий. Население Старшего и Среднего жуза хлынуло в города Средней Азии. Уцелевшее население Старшего жуза бежало к Ходженту и Вергане, Среднего – к Самарканду, Младшего – в Хиву и Бухару. Это привело к резкому ухудшению экономической ситуации в узбекских землях. Время это осталось в истории как годы великого бедствия – «Актабан шубырынды».

В это страшное время политическую волю проявил Абулхаир, правильно оценивший не только масштабы разорений, но и возможность удара со стороны волжских калмыков, глава которых был зятем Цэван-Рабдана.

Осенью 1726 года, наконец, были объединены военные силы Абулхаира, Барака и Самеке. В конце 1726-начале 1727 годов в местности Орда басы на западе от Шымкента был созван всеказахский съезд. Было создано второе всеказахское ополчение во главе с Абулхаиром. Начиная с 1727 года казахское ополчение начало вытеснять джунгар со своих земель. В 1727 году в юго-западном Казахстане, у реки Буланты, в местности Карасиыр состоялась крупнейшая битва. В Булантинской битве особенно отличились батыры Тайлак и Саурык из племени ошакты. Местность эта после битвы стала называться «Калмак кырылган» - «Место гибели калмыков».

Весной 1729 года в 120 км к юго-западу от озера Балхаш в местности Анракай произошла последняя крупная битва, закрепившая успех казахского ополчения.

111807 6-10-2016, 06:11

Новый взгляд на историю казахско-джунгарских войн

ENG RUS KZ


Марал Томпиев - практически единственный в Центральной Азии монголист-ойратовед. Это признали даже в Монголии, где, как это ни странно, тоже не оказалось ойратоведов. В нынешнем году он презентовал там книгу «Эпоха обретения границ», посвященную периоду казахско-джунгарских войн. Сегодня мы беседуем с ним о самых принципиальных аспектах того времени.

Устаревшие подходы и подлинная история

Ваше видение истории и понимание природы казахско-джунгарских отношений как-то отличаются от точки зрения, принятой в официальной исторической науке Казахстана?

Наша историческая наука все еще использует идеологическое наследие советской эпохи. К сожалению, мы так еще не смогли выйти из рамок или отойти от стандартов советской историографии, которые до сих пор присутствует во всех учебниках. Какие они?

Основополагающий тезис - Казахское ханство было слабым, и джунгары этим воспользовались. Данная версия получила широкую популяризацию через произведения известного писателя Ильяса Есенберлина. Трактовка проста и незатейлива: 70-тысячная армия джунгар напала на казахов и чуть ли не полностью вырезала их. В историю это вошло как «Актабан шубырынды». После чего жалкие остатки казахов попросили подданства России и благодаря помощи русского царя смогли выжить. Джунгары, убоявшись русских, отстали от казахов, и таким образом последние спаслись от полного истребления.

На самом деле все обстояло не совсем так. Во-первых, российское государство на тот период времени практически не граничило с Казахским ханством. Между ними обитали тюркоязычные племена кипчакской группы - башкиры (правда, тогда они так еще не именовались). А еще было Калмыцкое ханство с довольно обширной территорией. Оно занимало полностью Северный Кавказ, доходило до Дона и граничило с землями донских казаков, на севере доходило до Казанской губернии, а на юге его земли простирались практически до Эмбы. То есть, никакой общей границы с Россией у нас не было и в помине.

Если посмотреть в сторону Сибири, то в ту эпоху там даже не пахло казачьими линиями, которые появились значительно позже, во времена правления Аблай-хана. Но даже при этом граница была во многом условной.

Таким образом, к 1723 году, которым датируется начало «Актабан шубырынды», ни о какой помощи со стороны российского государства не может идти и речи.

Основной удар джунгар пришелся по землям Старшего жуза. Кстати, сам принцип организации казахских жузов тогда был несколько иным. Можно даже сказать, что они сформировались несколько позже и только к середине 19 века приобрели ту форму, которая сегодня считается классической.

Жузовое деление было обусловлено огромной территорией и древней тюркской традицией построения войска: левое крыло (сол), правое крыло (он) и центр (орта). Орта не потому что средний брат, а в силу того, что центральное, то есть самое многочисленное политическое объединение племен. Уплата налогов, административное управление, мобилизация войск в жузах были обособленными. Базовый принцип организации казахского общества - жузы - пытались искоренить и царское самодержавие, и большевики, но тщетно. Даже антиправительственные восстания казахов в ХХ веке носили отпечаток племенного деления.

Вернемся к рассматриваемой эпохе. В любом случае говорить о том, что Россия оказывала казахам какую-то военную помощь в борьбе против джунгар, просто некорректно. Военные силы Российской империи никакого отношения к схватке двух степных волков не имели.

Да, казахи воевали с джунгарами, но им никто им не помогал. Наоборот, с севера на казахов наседали башкиры, которые дошли фактически до современного Актобе, а с запада нападали калмыки (фактически те же джунгары), добравшиеся до полуострова Мангыстау. С северо-востока совершали набеги дербеты и хошоуты (киши калмак - малые калмыки), а с юга - чоросы и торгоуты (кара калмак). Казахское ханство оказалось как сжатая пружина, территория которого сконцентрировалась в горах Каратау - последнем оплоте нашей независимости.

Есть такое выражение - «Актабан шубырынды Алкаколь сулама». Вот это самое место - Алаколь сулама - мы нашли. Это Алакольская впадина на территории нынешней Жамбылской области. В рассматриваемую эпоху там было огромное озеро Алаколь, воды которого через Сарысу впадали в Сырдарью. Позже оно распалось на три полувысохших озера - Телисколь, Ашиколь и Акжайкин. Например, протяженность береговой линии одного только озера Телисколь составляла три конных перехода, это порядка 100-120 километров. На российских картах начала 20-го века протяженность озера Телисколь составляет 40-50 километров.

Мы нашли это место и исследовали его. Там очень много захоронений - как казахских, так и калмыцких. Это то самое место, где во время нашествия джунгар 1723-1725 годов казахи нашли последний приют. Правда, необходимо учитывать, что тогда климат там был другой и географический ландшафт тоже.

Если бы это зависело от вас, то что бы вы изменили в трактовке казахско-джунгарских отношений, которая содержится в сегодняшних учебниках по истории Казахстана?

Это очевидно. Казахи вели борьбу с джунгарами за сырьдарьинские города - Туркестан (столицу Орта жуза), Ташкент (столицу Улы жуза) и Хиву (столицу Киши жуза). Следует понимать, что в местности Алаколь сулама они сконцентрировались в самый критический период этой кампании. И в тот отрезок времени никто, я подчеркиваю, никто казахам не помог.

Стоял вопрос фактически о существовании казахских племен. Именно племен, поскольку политонима «казах» как такового еще не было. В тот момент, когда племена, разбросанные по всей огромной степи, вынужденно собрались в одном месте, в районе Каратау и Туркестана, и возникла пассионарность казахов. Десять человек во главе с Абулхаир-ханом (батыры Кабанбай, Богенбай и другие) собрались и объявили: если мы не объединимся, то пропадем. По некоторым подсчетам, численность казахов к тому времени упала до четверти миллиона человек с прежнего полумиллиона.

В истории казахско-джунгарских войн были свои специфические моменты. Они велись по своим законам, которые издревле существовали в традиционных кочевых обществах. Поэтому все эти байки и мифы, корни которых лежат в советской историографии (а сегодня их повторяют уже некоторые российские ученые и политики), к подлинной истории никакого отношения не имеют.

Пассионарный взлет

Какие эпизоды истории казахско-джунгарских отношений вы считаете наиболее важными для их более полного понимания?

К началу 18-го века джунгарская государственность достигла наивысшего расцвета. К тому времени существовали четыре ойратских государства - Джунгарское на Эмеле, Калмыцкое на Волге, Кокунурское (Хошоутское) в северном Тибете, Восточном Туркестане и Западной Монголии, а также Дербето-Хошоутское в Сары-Арке. Их общая площадь достигала семи миллионов квадратных километров. Численность самих джунгар составляла около миллиона человек, а их подданных - порядка 25 миллионов. Недаром эти государственные объединения считают последней империей кочевников.

Секрет их военных успехов не в последнюю очередь заключался в наличии передового военного производства. В частности, они отливали пушки, что в то время могли позволить себе немногие страны. Это было милитаризованное государство, в котором все мужское население было под ружьем. Джунгарским ноу-хау той эпохи может считаться установка пушек и мортир на верблюдов - так называемая «верблюжья» артиллерия. Я побывал в музеях, где хранятся эти орудия, приводится их описание и технология использования во время боя. До такого уровня военного производства в степных условиях ни одно кочевое общество не поднималось.

А теперь давайте сравним. В самый критический момент казахской истории территория Казахского ханства ужалась до 200 тысяч квадратных километров. И именно в этих сложнейших условиях к нашим предкам пришло понимание того, кто они и что необходимо сделать для национального и государственного возрождения.

Во-первых, они поняли, что они - КАЗАХИ.

Во-вторых, состоялось жузовое структурирование. И именно тогда начала восходить политическая звезда трех великих биев - Толе би, Казыбек би и Айтеке би. А до этого одних только султанов в казахской степи насчитывалось около 130. По сути это были удельные князьки. Потому что каждый из них был сам по себе, никому не подчинялся. И еще примерно столько же было всякого рода самозванцев. Практически отсутствовало хоть какое-то подобие централизованной власти.

И вот в тесноте Алакольской котловины, в горах Каратау из казахской среды выделились десять самоотверженных героев, которым суждено было стать спасителями народа. Именно в этот момент, как говорил Л. Гумилев, мы поймали пассионарность. И именно на этом отрезке истории произошел расцвет института казахских батыров как важнейшего фактора возрождения национального духа и самобытности казахов. В результате за последующие сто лет наши предки сумели вернуть себе пять миллионов квадратных километров казахской земли. Так разжималась казахская «пружина», и теперь уже казахи захватили практически все земли джунгар.

Перманентная война на выживание

- На ваш взгляд, в истории казахско-джунгарских отношений есть «белые пятна»?

В истории Европы есть Столетняя война между Англией и Францией. Хотя фактически воевали они меньше. Так вот, казахи с джунгарами воевали в общей сложности 257 лет. Причем 123 года из них непрерывно. Мы находились в перманентном военном положении.

Я был в Монголии и выяснил, что там нет «ойратоведов». А почему? Потому что вся материальная часть истории джунгар находится на территории Казахстана, все их земли, все их столицы.

Итак, вся история казахско-джунгарских отношений - это эпоха перманентных войн. А были в ней периоды или моменты, скажем так, конструктивного сотрудничества? Или такое было невозможно в принципе?

Это было невозможно. Хотя раньше мы были в составе одного государства - империи Чингис-хана. И вера у нас была одна - тенгрианство. И языки были близкими. Хотя существовали диалектные различия.

Но потом джунгары приняли буддизм, а казахи - ислам. Стал меняться язык и у нас, и у них. Мы ассимилировали ираноязычные племена, издавна жившие на нашей территории. А ойраты смешались с тунгусами, халха-монголами, маньчжурами и даже китайцами. Отсюда различия в генотипе.

К этому добавился и политический фактор: сопредельные государства стремились не допустить объединения ойратов и киргиз-кайсаков. Это был их кошмарный сон. В том числе и для российских самодержцев, для китайских императоров. Эту тенденцию одним из первых уловил Галдан Церен, который понимал, что происходит процесс технологического усиления оседло-земледельческих государств. Поэтому он предложил Абулхаиру и Аблаю объединиться и создать единое мощное государство. Что-то типа конфедерации. При этом он обратился к идеологическому наследию прошлого - «Заветам Чингис-хана». Он даже был согласен на то, чтобы в объединенном государстве главенствовали чингизиды.

Из истории известно, что Аблай-хан был женат на племяннице Галдан Церена - Топыш и дал ему тысячу толенгутов. Другая инициатива Г. Церена - выдать две тысячи девушек-казашек за джунгар, а в качестве ответного шага женить две тысячи казахских воинов на калмыцких невестах и провести один большой той. Фактически это была попытка ассимилировать два народа и выстроить единое государство. Однако внезапная смерть Галдана Церена сорвала все эти планы, а вскоре Джунгарское государство распалось.

О героях былых времен…

- Какие персонажи, на ваш взгляд, сыграли наиболее заметную роль в истории казахско-джунгарских отношений?

С моей точки зрения, незаслуженно принижается роль Абулхаир-хана. Он был великим полководцем и выдающимся государственным деятелем. Именно он сыграл колоссальную роль в объединении казахских племен, организации казахского сопротивления и коренного перелома в войнах с джунгарами. Аблай-хан был потом, а первым был Абулхаир. И в этом его величие как политического деятеля. Я бы сравнил его с Петром I, современником которого он был. Если брать чингизидов, то эта два героя - Абулхаир и Аблай.

- А из кара-суйек?

Из кара-суйек - это десять батыров, которые их окружали. Несомненно, они сыграли выдающуюся роль. Также нельзя не сказать и о батырах рангом пониже, имена которых необходимо внести в реестр славы казахской истории. Потому что если бы их не было, то не было бы и современного Казахстана.

Трагический финал, к которому мы непричастны

Судьба джунгарской государственности завершилась весьма трагическим образом. Как вы оцениваете роль Казахского ханства в этом?

Некоторая часть мировой историографии привыкла изображать кочевников варварами, которые истребляли как друг друга, так и другие народы. Но это неправда. Кочевники на самом деле ценили человеческую жизнь. Поскольку территория огромная, а людей не хватало. Поэтому степняки, например, никогда не трогали женщин. Женщины выступали как, извините, ценный товар. У казахов калым начинался с семидесяти лошадей, а за токал давали до ста пятидесяти голов скота. Это же о чем-то говорит.

А какова была роль женщин в быту? Говоря современным языком, они были менеджерами, на которых все держалось, - многие вопросы повседневной жизни решали именно они. Это вам не арабская женщина, место которой было в гареме. Да, у казахов тоже было многоженство, но оно носило совсем иной характер.

Прежде всего, это позволял сам характер хозяйственной деятельности. Кроме того, вторые-третьи жены жили отдельным аулом и вели самостоятельное хозяйство. Вообще, большая часть хозяйственной жизни в казахском обществе держалось именно на женщинах. Потому что мужчины в основном были заняты в военных походах. И убить женщину, да к тому же молодую и красивую, для кочевников было верхом глупости. Так же, как и умыкнуть чужую невесту или жену. Это было недопустимым поступком и строго каралось. Казыбеку би принадлежит сентенция: «Хочешь жену - возьми у джунгар, хочешь коня - уведи у джунгар».

Но прямой связи между гибелью джунгарского государства и казахами нет. В резне джунгар участвовали двадцать тысяч маньжуров, два тумена монголов Ордоса (южные монголы) и один тумен халха-монголов. То есть фактически джунгар уничтожили свои же соплеменники. Казахов там и близко не было. Единственное - казахи забирали под свое крыло всех выживших, кто смог убежать во время резни в Джунгарии.

В заключение хочу особо подчеркнуть, что эпоха казахско-джунгарских войн - это беспрецедентный пример того, как в самый критический период своей истории наш народ сумел внутренне консолидироваться, отстоять политическую независимость, сохранить землю и передать ее своим потомкам. И сегодня нам надо помнить и не забывать эту важнейшую страницу казахской истории, чтить заложенные тогда традиции и бережно относиться к именам героев, благодаря которым мы сохранились как народ, как общество, как государство.

Джунгарское ханство - последняя кочевая империя

Исторический отрезок с конца позднего Средневековья до начала Нового времени известен в специальной литературе, как "Период малого монгольского нашествия". Это была эпоха, когда многовековое противостояние Кочевника и Земледельца, наконец, завершилось в пользу последнего. Но как это ни парадоксально, именно в это время Великая Степь породила последнюю Кочевую империю, которая была способна практически на равных сражаться с крупнейшими земледельческими государствами региона

Отрезок азиатской истории с конца позднего Средневековья до начала Нового времени известен в специальной литературе как «период малого монгольского нашествия». Это была эпоха, когда многовековое противостояние Кочевника и Земледельца наконец завершилось в пользу последнего. На протяжении XV-XVII вв. прежде могучие кочевые народы один за другим признавали сюзеренитет оседло-земледельческих империй, а территория суверенных кочевых государств сжималась, как шагреневая кожа. Но, как ни парадоксально, именно в это время Великая Степь породила последнюю кочевую империю, способную практически на равных сражаться с сильнейшими государствами

Период с 30-х гг. XVII в. до первой половины XVIII вв. был исключительно важным в жизни народов не только Средней, Центральной и Восточной Азии, но и России. В это время на берегах Тихого океана завершился начатый еще Ермаком русский «бросок встречь Солнцу», сформировались общие контуры восточных и юго-восточных границ Российского государства, а также западных и северо-западных границ Китая, с некоторыми изменениями сохранившиеся до нашего времени; оформилась территория проживания среднеазиатских народов (казахов, киргизов, каракалпаков), произошло разделение монгольского народа.

Инициаторами создания централизованного государства в Западной Монголии выступили ойратские князья из дома Чорос. В середине 30-х гг. XVII в. одному из них - Батуру-хунтайджи - удалось объединить ранее враждовавшие племена. В последующие 120 лет Джунгарское ханство стало одним из ключевых политических «игроков» в центральноазиатском регионе. Джунгары приостановили российскую экспансию в Южную Сибирь, разгромили северомонгольское государство Алтын-ханов, в конце XVII в. подчинили населенный мусульманами Восточный Туркестан, опустошили кочевья Восточного и Южного Казахстана и в ожесточенном противостоянии одолели ханов Восточной Монголии.

Тяжелейшим испытанием для Джунгарии стали три войны с самым могущественным государством региона - империей Цин. Боевые действия шли на огромных пространствах, однако, несмотря на предельное напряжение сил, Империи так и не удалось подчинить себе молодую западномонгольскую державу. В первой половине XVIII в. под контролем ойратских правителей находилась значительная часть современного Казахстана, северная часть Синцзян-Уйгурского АО КНР, юго-запад Республики Монголии и южная часть Горного Алтая.

В чем же причина блестящих побед джунгар над своими могущественными воинственными соседями на протяжении почти ста лет?

В отличие от своих восточных соплеменников, западные монголы жили в централизованном государстве, во главе которого стояли правители-хунтайджи, обладавшие практически неограниченной властью. В условиях стремительного развития земледельческих государств джунгарские правители реализовывали грандиозный эксперимент по созданию общества-гибрида, в котором традиционный кочевой образ жизни совмещался с элементами оседло-земледельческой культуры. Чтобы выжить, кочевые сообщества должны были приспособиться к меняющемуся политическому и экономическому «климату» на континенте. Из всех кочевых народов именно джунгарам это удалось в наибольшей степени.

Уже Батур-хунтайджи стал активно поощрять земледелие и строить укрепленные «городки». Его последователи активно переселяли в центральную Джунгарию представителей оседло-земледельческих народов для развития там пашенного земледелия. Благодаря помощи иностранных мастеров в ханстве начали развиваться черная и цветная металлургия, суконное производство.

Особенно ярко элементы модернизации проявились в военной сфере. Нужно отметить, что военное искусство кочевников Западной Монголии прошло в своем развитии два основных этапа, которые с некоторой долей условности можно обозначить как «ойратский» и «джунгарский».

«Ойратское» военное искусство

На протяжении большей части XV - первой половины XVII вв. вооружение и тактика западных монголов (ойратов) мало отличались от вооружения и тактики кочевников Южной и Восточной Монголии.

Главной ударной силой армии были средневооруженные копей­щики-панцирники, способные вести дистанционный бой с использованием луков (а позднее фитильных ружей), а на короткой дистанции - опрокидывать противника с помощью копейной атаки и последующей конной рубки. Основным оружием ближнего боя были длинные ударные копья и пики, а также клинковое оружие - палаши и слабоизогнутые сабли.

Зажиточные кочевники использовали различные типы металлических панцирей, рядовые - стеганные на вате панцири, которые могли повторять покрой традиционной верхней одежды-халата. Руки воина защищали наплечники и пришедшие с запада створчатые наручи, шею и горло - металличе­ские, кожаные и матерчатые бар­мицы. Голову прикрывали клепаные шлемы, снабженные навершиями с втулками для плюмажа.

Наиболее распространенным видом плюмажа была кисть из узких матерчатых ленточек, которая уже в XVII в. стала символом ойрат­ской независимости. Также широко употреблялись султаны из конского волоса и птичьих перьев. Знать щеголяла в высоких сфероцилиндрических шлемах, напоминающих по форме вазу или кувшин с длинным узким горлышком - такие шлемы позволяли воинам издали увидеть своих командиров на поле боя.

Мнение о примитивности степного защитного вооружения в период позднего Средневековья опровергается сведениями из письменных источников. Монгольские и алтайские «мастера куяшного дела» изготавливали панцири, носить которые было престижно даже среди высшей феодальной аристократии Средней Азии. За обладание трофейными бурятскими «куяками» среди русских служилых и «охочих» людей вспыхивали настоящие потасовки. Более того: российские власти рекомендовали казакам брать ясак с сибирских «кузнецких людей» «…шеломами, и рогатинами, и саблями».

Монгольские воины использовали различные виды построений: клин, лаву, рассыпной строй, а также плотные построения шеренгами, которые европейские путешественники сравнивали со строем «крылатых» польских гусар. Одним из любимых был строй «лук-ключ»: центр армии отогнут назад, фланги выдвинуты в сторону противника. В ходе сражения один или оба вытянутых вперед крыла наносили мощный удар по флангам врага, а затем заходили ему в тыл.

Перед сражением номады выстраивались по отрядам, во главе с ханскими дружинниками. Древки знамен командиров подразделений снабжались флажками или конскими хвостами, большие знамена несли специальные «багатуры». Падение знамени нередко вызывало панику в рядах отряда.

Атака начиналась под рокот барабанов, а в момент столкновения противника оглушал рев больших труб. Первый удар обычно наносили лучники, затем в атаку устремлялись копейщики, а потом начиналась ожесточенная рукопашная схватка. Если противник выдерживал такое нападение, то монгольская конница незамедлительно отступала. В ойратском эпосе красочно описывается наступление масс копейной конницы: «Завиднелись тем часом бунчуки знамен, словно камыши; замелькали копейные острия, словно сахарный тростник».

Такая тактика была хороша против противника, вооруженного таким же холодным оружием, однако против ружейных стрелков она была малоэффективна. Попытки кочевников приобрести огнестрельное оружие жестко пресекались правительствами земледельческих государств. Российское царство и Цинская империя ввели строжайшее эмбарго на поставки ружей в монгольские государства.

Эпоха огнестрельного оружия

Военные реформы джунгарской армии в конце XVII - первой половине XVIII в. в первую очередь были связаны с освоением огнестрельного оружия. Первые факты использования ойратами ручного огнестрельного оружия относятся к началу XVII в.

Во второй половине XVII в. начались массовые поставки оружия из Средней Азии и России. Обойти ограничения, наложенные русским правительством на продажу оружия кочевникам, джунгарам удалось благодаря посредничеству среднеазиатских мусульманских купцов и сибирских «князцов». В Москве и других городах России торговцы явно, а чаще тайно, закупали оружие, а затем вместе с торговыми караванами скрытно переправляли его в Джунгарию. Размах контрабандной торговли даже сейчас поражает воображение: вплоть до начала 80-х гг. XVII в. в Джунгарию регулярно отправлялось «по 30 и больше возов» с огнестрельным оружием. Сделать это без ведома русских служилых людей в Сибири было практически невозможно. Есть основания считать, что в контрабандной торговле были замешаны и представители высшего командного состава сибирских острогов. Однако главную роль в перевооружении джунгарской армии все же сыграли поставки из Средней Азии.

В последней четверти XVII в. произошло то, чего больше всего опасались русские цари и китайские императоры: монополия земледельческих государств на массовое применение огнестрельного оружия была нарушена. Для позднесредневековой Азии это событие по значимости можно сравнить с расширением в наши дни клуба ядерных держав за счет «государств-изгоев». Распространение «огненного боя» в Джунгарию в корне изменило весь облик центральноазиатских войн.

Благодаря массовому импорту ружей традиционный состав родов войска номадов изменился - в нем появились многочисленные подразделения стрелков, вооруженных ручным огнестрельным оружием. Искусством стрельбы из него джунгарские воины овладели достаточно быстро. Стрелки передвигались на лошадях и на поле боя спешивались, то есть фактически представляли собой «азиатских драгун».

Плотность ружейного огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать джунгар в пехотных колоннах. Основной задачей джунгарских стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги.

Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на «огнестрельную» пехоту, широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхасцами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучшей армией Дальнего Востока - регулярными войсками империи Цин.

Пушки на верблюдах

Зависимость Джунгарии от поставок огнестрельного оружия из-за границы представляла угрозу национальной безопасности страны, поэтому в конце XVII - начале XVIII в. были предприняты экстраординарные меры по налаживанию его производства в степных условиях. Благодаря содействию русских и, вероятно, среднеазиат­ских мастеров, в Джунгарии было налажено собственное производство фитильных ружей и ружейной амуниции. В крупных производственных оружейных центрах трудились тысячи местных и иност­ранных мастеров и рядовых кочевников. В результате огнестрельное оружие получило широчайшее распространение даже среди рядовых джунгарских воинов.

Большинство ружей джунгарского производства имело фитильный замок, длинный ствол, узкий приклад и, часто, деревянные сошки, опираясь на которые можно было существенно повысить меткость стрельбы. Ружейная амуниция (сумка, огниво, мешочки для пуль и т. д.) носилась на поясе. Иногда для повышения скорострельности порох ссыпался в специальные мерки, выполненные из кости или рога. Такие азиатские «бандельеры», в отличие от европейских аналогов, обычно носили не через плечо, а на шее.

Джунгарская армия конца XVII - начала XVIII в. состояла из дружин хунтайджи и крупных ойратских феодалов, народного ополчения, дружин вассалов и союзников ханства. Все ойраты, кроме детей, дряхлых стариков и лам, считались военнообязанными и несли воинскую повинность. При известии о приближении противника все мужчины, подлежавшие призыву, должны были незамедлительно прибыть в ставку местного феодального владетеля. Благодаря относительно компактному проживанию большей части ойратов джунгарским правителям удавалось достаточно быстро мобилизовать необходимое число воинов. По сведениям российских дипломатов, численность джунгарской армии в первой трети XVIII в. достигала 100 тысяч человек.

Последний и заключительный этап джунгарских военных реформ связан с появлением артиллерии. В 1726 г. в Джунгарии в районе Иссык-Куля был построен первый завод по производству пушек. Организовать его работу было поручено сержанту шведской армии Иоганну Густаву Ренату, который был взят в плен русскими солдатами под Полтавой, а затем переправлен в Тобольск. В 1716 г. он был вторично взят в плен, на этот раз джунгарами. Сержанту обещали свободу и щедрую награду в обмен на организацию пушечного производства в Ойратии. Для обучения пушечному мастерству ему были даны 20 оружейников и 200 рабочих, а несколько тысяч человек назначено на подсобные работы.

По позднейшим показаниям Рената, он «всех пушек зделал токмо четырехфунтовых 15, да малых 5, да мартир десятифунтовых з двадцать». Однако по сведениям российских послов число пушек, изготовленных шведом, было гораздо больше. Маловероятно, что Ренат изобрел новые виды орудий, скорее всего он просто воспроизвел известные ему формы пушек, но без лафетов европейского типа и колес - в Джунгарии не существовало дорог в европейском понимании этого слова, по которым можно было перевозить колесную артиллерию. Пушки перевозили на верблюдах, укрепив стволы в специальные «ясли» на их горбах.

Заложенные шведом основы артиллерийского производства давали свои плоды на протяжении еще полутора десятков лет. По сведениям самих джунгар, легкие орудия, перевозимые на верблюдах, в начале 40-х гг. XVIII в. исчислялись тысячами, а тяжелые орудия и мортиры - десятками.

Отливом пушек в Джунгарии в 40-е гг. XVIII в. наряду с ойратами занимались и русские мастера. Однако после начавшейся междоусобицы в Джунгарии артиллерийское производство начало приходить в упадок. Так, в 1747 г. изготовленная российским мастером Иваном Билдегой и его товарищами медная пушка «разорвалась при пробе».

Иностранные специалисты сыграли важную роль и в обучении джунгарских стрелков европейским приемам ведения дистанционного боя. Неподалеку от ставки хана были организованы регулярные учения, в ходе которых ойраты маршировали «построившись в колонны и шеренги», производили развороты и перестроения, а также выполняли «ружейные приемы» и вели огонь залпами.

Появление достаточно большого артиллерийского парка, применение которого имело еще и сильный психологический эффект, позволило ойратским полководцам подкорректировать методы ведения боя. В ходе сражений орудия располагали на возвышенностях и маскировали. Легкая джунгарская конница выманивала войска противника в поле и подводила под удар артиллерии и спешенных стрелков. Стационарные орудия били по наступающей пехоте и коннице врага в упор. Расстроенные ружейными и пушечными залпами отряды атаковали конные копейщики и пищальники.

Тактика ведения боя была исключительно гибкой. Латная копейная конница, легковооруженные всадники с пиками, луками и ружьями, пешие стрелки, «верблюжья» артиллерия - все они эффективно взаимодействовали и дополняли друг друга.

Таким образом, военными успехами последняя кочевая империя была обязана успешно проведенной модернизации вооруженных сил. Эффективность нового вооружения и новой тактики ведения боя доказали успешные войны джунгар как против кочевых, так и против оседлых народов.

Джунгарское ханство погибло в середине XVIII в. в результате длительной междоусобной борьбы ойратских феодалов. Весь степной мир Центральной Азии и Южной Сибири оказался фактически поделенным между крупнейшими региональными державами - Россией и Китаем. История кочевых народов и кочевых империй, как самостоятельного субъекта мировой политики, завершилась.

Годы великого бедствия. 200-летняя казахо-джунгарская война (страницы истории)

В первой половине ХVIII века на казахские степи обрушились полчища джунгарских хунтайджи. Войска джунгар сметали все на своем пути, не оставляя аулов, не щадя женщин, стариков и детей. Эти годы остались в памяти народной как годы великого бедствия.

Но предыстория казахско-джунгарских конфликтов началась задолго до этого. В казахских шежире казахско-джунгарские отношения занимают большое место. Кроме того, этот период был изучен в трудах М. Тынышпаева, Ж. Касымбаева, В. А. Моисеева.

Кто такие джунгары

Самоназванием джунгаров был этноним "ойраты". Они занимали земли Западной Монголии, и их племена после того как добровольно признали владычество Чингисхана над собой, стали составлять левое крыло войска великого монгольского кагана. С того времени их и стали называть джунгары, что в переводе с монгольского означает "левое крыло". Тюркские народы, а через них и русские называли джунгаров калмаками (калмыками). Этот термин происходит от слова "калмак" - "оставшийся, отколовшийся".

Народ ойратов состоял из племен чоросов, дербетов, торгоутов и хошоутов. Во второй половине ХV века, после того как к власти пришел Есен-тайджи, ойраты начали усиливаться. Но уже в ХVII веке они потеряли значительные территории в Западной Монголии, чему было множество причин.

Западные соседи ойратов - Могулистан и Казахское ханство - нанесли им несколько тяжелых поражений, после чего перед ними встала проблема объединения с остальными племенами джунгар в один союз. Ведомые главой Хара-Хулом и его сыном Батуром, ойраты вновь обрели прежнюю силу. Хунтайджи (главный князь) Батур (1635-1653 гг.) объединил и создал свое независимое государство. Оно стало называться Джунгарским ханством. Преследуя племена неприсоединившихся к ним торгаутов и хошоутов - около 50 тысяч домов, или 250 тысяч человек, - Аюка-хан в 1663 году прошел через земли Северного Казахстана и достиг реки Едиль (Волга). Так между реками Едиль и Жайык (Урал) образовалось Калмыцкое ханство, вошедшее в состав Российского государства.

После образования Джунгарского государства в 1640 году монголо-ойраты, жившие у подножия Тарбагатая, объединились и выработали свод законов.

Хан Жангир и Орбулакская битва

Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была Орбулакская битва. Казахско-джунгарская война началась в 1635 году. Нападающей стороной были джунгары во главе с Батуром. Продолжительное время война протекала с переменным успехом, побеждали то одни, то другие. В одном из боев казахский султан Жангир попал в плен, но через некоторое время его освободили.

Междоусобный раздор казахских феодалов продолжал сказываться на общей ситуации. Отсутствие единства в казахском обществе, необходимость объединения против захватчиков - именно эти проблемы пришлось решать Жангиру. Он умело строил отношения с известными батырами и влиятельными биями, уделял большое внимание контактам с Бухарским и Хивинским ханствами. Авторитет Жангира рос быстро. Ставка его находилась в городе Туркестане - столице Казахского ханства. Жангир поддерживал отношения и с правителями Восточного Туркестана. Так он начал крупную политическую игру, не будучи избранным ханом. Жангир (Джахангир) был третьим сыном казахского хана Есима.

Батур-хунтайджи собрал большое войско для наступления на Жетысу. К его коалиции примкнули сын хакасского Алтын-хана Омбо-Эрдени, зять Батура-хунтайджи Огирту, Цацен-ан, младший брат Огирту, тайши Чокур, тайши Солтан, предводитель сибирского народа холтов и другие мелкие вожди племен. Несмотря на множество знатных имен, всего войско насчитывало не более 50 тысяч человек. Жангир об этом знал и старался предпринять все возможные меры. Нужно было собрать казахское объединенное войско, а в случае острой необходимости попросить помощи у дружественных соседей.

Эта казахско-джунгарская война началась в 1643 году и длилась до 1647 года. Вначале войско Батура захватило часть земель в южных отрогах Тянь-Шаня, взяло в плен несколько тысяч казахов и кыргызов. Тогда Жангир обратился за помощью к эмиру Жалантосу. Была достигнута договоренность и с владетелями тянь-шаньских кыргызов. Они обещали свою помощь.

Казахи терпели поражение за поражением. Нужен был человек, который смог бы объединить народ и возглавить войско в войне с заклятыми врагами. Именно в тот момент выдвинулся Жангир. Еще при жизни отца он хорошо изучил джунгаров, многие детали политических событий в стане врагов для него не были тайной.

Чтобы обезопасить себя с юга, Джангир договорился о мире с Бухарским ханством, в частности с известным правителем Жалантосом Бахадуром, построившим знаменитые дворцы Самарканда. Впрочем, казахи всегда были тесно связаны с Бухарским ханством, часть их проживала здесь постоянно. По преданию, сам правитель Самарканда Жалантос Бахадур родился в низовьях Сырдарьи среди казахов рода торткара. Но вместе с аулами хана Шигая семья Жалантоса в свое время откочевала к горам Нурата, в район Бухары. Бухарский хан назначил Жалантоса эмиром Самарканда.

Обстоятельства требовали срочных действий. Жангир направился в Джунгарский Алатау, в местность Орбулак. Здесь казахские воины решили устроить засаду, чтобы приостановить продвижение джунгаров. У султана Жангира насчитывалось всего 600 вооруженных всадников, зато это была отборная дружина. Среди них - батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агынтай, Алшын Жиембет, Канглы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыул, Суан Елтинды и другие.

Столь малочисленное по количеству войско Жангира, может быть, объясняется двумя причинами. Во-первых, власть Жангира еще не успела окрепнуть, и он не мог призвать под свое знамя большое войско. Причем, это были дни перед выборами хана. Во-вторых, чрезвычайные обстоятельства вынуждали даже с небольшим войском выступить навстречу стремительно продвигающемуся по родной земле врагу. Жангир разместил половину своих людей в ущелье, построив укрепления, или редуты. В узкой горловине среди скал джунгары потеряли тысячи людей.

Через несколько дней битва повторилась, но уже на пересеченной местности. Джунгары уже начали было праздновать полную победу, когда к немногочисленным казахским воинам успело подойти большое подкрепление. Таким образом, когда речь идет об Орбулакской битве, надо помнить, что она состояла из двух сражений. Первое - в горах, когда 600 казахских батыров противостояли тысячекратно превосходящей силе противника. И второе - на ровной местности с участием большого количества войск. После них Жангир получил в народе прозвище Салкам, то есть "Внушительный".

Битва, в которой казахские воины во главе с Жангиром в местечке Орбулак сражались против джунгарских завоевателей, - лишь один из многих эпизодов более чем двухсотлетней войны казахов с джунгарами-ойратами-калмыками. И за этой войной следили не только Россия и Китай, но и западные специалисты военного дела.

В 1647 году Батур-хунтайджи предпринял новый поход на земли казахов, пытаясь отомстить за свое прежнее поражение. Война шла с переменным успехом. В одном из сражений в 1652 году погиб умелый и смелый полководец хан Жангир.

Таким образом, казахское войско под предводительством Жангира одержало победу, имевшую большое значение в войне с джунгарами. А она была непростой, так как требовала мобилизации сил всего казахского народа. И возможно, именно с целью объединения всей степи, жертвуя своей жизнью, казахские батыры под Орбулаком своим мужеством и отвагой решили показать всему народу, как надо сражаться, и главное - что врагов бояться не следует!

Война казахов с джунгарами длилась более двухсот лет, и борьба с ними была беспощадной и жестокой, принесла много несчастий обоим народам. Для казахов война с калмыками в ХVII-ХVIII веках была отечественной войной против джунгарских захватчиков. Казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Абылай, а также вышедшие из народной среды бии - Толе би, Казыбек би, Айтеке би все свои силы, талант и мужество отдали борьбе с джунгарами. В годину великих народных бедствий из простого же народа вышли герои-полководцы, слава которых не увядает до сих пор. Среди них - Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Баян и другие.

Особенно страшной была война с джунгарами в 80-е годы ХVII века. В ту пору калмыки решили захватить предгорья Каратау, караванные пути и города, через которые осуществлялась торговля с остальным миром. Походы, осуществленные джунгарами в 1711, 1712, 1714, 1718, 1723-25, 1742 годах, принесли разорение и массовую гибель казахского народа. Их называют в истории "Актабан шубырынды" ("Годы великого бедствия").

Умелая политика хана Абылая

С приходом к власти талантливого хана и военачальника Абылая казахский народ, стоявший на грани исчезновения, собрался с силами и начал освободительную войну. Первая крупная победа была достигнута в 1728 году. У озера Шубартенгиз джунгарская армия была наголову разбита. А в 1729 году произошла знаменитая Аныракайская битва, в которой джунгары потерпели поражение. После этой битвы ойраты были выгнаны с занятых ими земель в Жетысу.

После смерти джунгарского предводителя Галдан Церена среди джунгарской знати начались междоусобные стычки, результатом которых явилась потеря джунгарами единства и порядка. Маньчжуро-китайский император, внимательно следивший за делами враждебного соседа, не замедлил воспользоваться отсутствием у джунгар единства и общего руководства. В 1755, 1756 и 1757 годах он совершил походы на джунгар, в результате чего погибло огромное количество ойратов. Как отмечает И. Я. Златкин, государство джунгаров было уничтожено. Таким образом, воинственный сосед казахского народа, с которым пришлось воевать в течение двух с лишним столетий, исчез с карты земли окончательно.

В этих беспощадных войнах с джунгарами погибло много людей, оба государства были сильно ослаблены, подорвана экономика, разорены земли. И только ценой неисчислимых жертв казахскому народу удалось спасти свою землю, чему в большой степени способствовала гениальная и гибкая внешняя политика хана Абылая, его талантливое руководство войсками во время сражений и боев. Примечательная деталь: в 50-60-х годах ХVIII века казахские племена во главе с предводителями вернулись на свои земли и за короткий период восстановили контроль на землях от Алтая до Сибири.

На освободившихся от ойратов территориях разместились роды и племена cтаршего и cреднего жузов, и восточная граница Казахстана теперь вплотную подошла к границам Маньчжуро-Китайской империи. Благодаря умелой политике хана Абылая казахам удалось сохранить свою территорию между Россией и Китаем, определить северо-западные границы, что весьма пригодилось позднее.

Перенеся неисчислимые страдания, отдав миллионы жизней, многострадальный казахский народ сумел спасти свою страну, свободу и независимость. В противоположность ему несчастный народ таких же кочевников - ойраты, следуя то за Россией, то за Маньчжуро-Китаем, не смог различить своих истинных врагов и был вычеркнут из истории. Такова весьма поучительная судьба ойратов. Видимо, так было угодно исторической судьбе. И о таких уроках забывать не следует.

В подготовке статьи использованы материалы из книги "Иллюстрированная история Казахстана".

Нурмаш АМИРТАЙ

Обострения казахско-джунгарских отношений в 17-18 вв.

В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочения своего военного потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Существование Джунгарии, как сильного государства в непосредственной близости от границ Казахстана, представляло собою реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских народов и других, но и для России, чьи экономические и политические интересы в зоне Алтайских горнозаводских предприятий побуждали как правительство, так и Сибирскую администрацию принимать энергичные меры противодействия против далеко идущих устремлений хунтайшы Цеван-Рабдана. Стратегическая цель джунгарских правителей была ясна - подчинение огромных просторов Казахстана своей власти. Опустошительные вторжения калмыцких войск, участившиеся с 40-х годов XVII в., приняли ожесточенный характер постоянного противоборства еще в конце семнадцатого столетия в связи с воцарением на джунгарском престоле Цеван-Рабдана, первым крупным внешнеполитическим актом которого явилось возобновление кровопролитной войны с Казахским ханством.

Походы джунгарских войск 1710, 1715, 1717, 1718, 1719 годов показали пагубность родоплеменных распрей, внутрифеодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы. К тому же в военном отношении Джунгарское ханство представляло собою серьезную силу и для России, тем более для казахских родов. В отличие от некоторых азиатских народов, имевших "лучной бой", на вооружении джунгарской армии еще в конце XVII в. имелось огневое оружие с фитилем. Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение. К тому же джунгары имели огромную по тем временам армию. Вооружение казахов значительно уступало джунгарам: оно состояло в основном из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями, убойная сила которых была невелика.

Политическая нестабильность в казахских жузах поощряла агрессивные действия внешних врагов. Вторжение джунгарских войск 1711-1717 годов подточило силы казахов. Используя свое военное превосходство, джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, передовые их отрады дошли до р. Сарысу в Центральном Казахстане. Последствия джунгарских вторжений побудили известных старшин, биев, народных батыров, наиболее дальновидных Чингизидов приложить усилия к объединению военно-людского потенциала трех жузов. Первый курултай (народное собрание кочевников) состоялся летом 1710 г. в районе Каракума. Было решено создать общеказахское ополчение во главе с видным народным батыром Богенбаем. Осознание реальной угрозы, нависшей над Казахстаном, дало и первые плоды - в 1711 г. военные силы трех жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к востоку. А в следующем году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарского ханства. Ответный поход джунгарского хунтайшы в 1713 г. окончился провалом. Но первые плоды совместной борьбы не были закреплены. Воспользовавшись разногласием среди владетелей трех жузов (только лишь в Среднем жузе было три хана: Болат, Семене, Абулмамбет), в 1714 году джунгары повторили внезапное вторжение в Казахстан. Страна оказалось в сложной ситуации. Даже решительные действия Казахского ополчения весною 1718 г. в районе р. Аягуз под предводительством известных батыров Кара Керей Кабанбая и Шакантая (Жаугашар) не смогли поправить сложную ситуацию, в которой оказался Средний жуз.

Положение усугублялось не только джунгарской агрессией. С северо-запада нападали башкиры, с севера - сибирские казаки, с юга часто беспокоили единоверцы - узбекские ханства, стремившиеся отторгнуть часть Старшего жуза. Однако, наибольшую опасность представляла Джунгария, частые вторжения которой в казахские земли в начале 20-х годов XVIII в. приняли угрожающие масштабы.

Грозный сосед Джунгарии на востоке - Цинская империя - поджидала благоприятной ситуации для достижения давно вынашиваемой цели - ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства.

3. Годы великого бедствия. Исход многовековой борьбы казахского народа с джунгарскими завоеваниями

В 1722 г. после смерти цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабдану обрушить свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, названная в истории казахского народа "Годами Великого бедствия" (Актабан шубырын-ды), принесла страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские роды, дорого заплатив за беспечность своих султанов и ханов, под напором джунгарских войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза также отступили к Сырдарье, перешли её и направились в сторону Ходжента. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Ори, Ыргыз к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов Среднего жуза приблизилась к Тобольской губернии.

"Годы Великого бедствия" (1723-1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и владениям волжских калмыков обострили взаимоотношения в регионе. Казаки, каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили и без того их критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу.

Трагедия стала возможной не только вследствие внезапности военных действий ойратских сил. Она была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства в тяжелейший период истории Казахстана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мирные аулы, не успевшие откочевать на восток, Чингизиды продолжали свое "ремесло"- враждовали между собой. В этот критический момент дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды крупных предводителей народного ополчения: Кара Керей Кабанбая, Шакшак Жа-нибека, Наурызбая, Букенбая, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители освободительной борьбы Каздауысты Казыбек, Айтеке бий, Толебий сыграли выдающуюся роль в объединении усилий казахских родов в этот критический период.

Развивая свои успехи, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караванной торговле в регионе был нанесен значительный ущерб. Опять, как и в начале XVIII в., основную тяжесть в организации отпора врага ваяли на себя народные батыры Богенбай из рода Канжыгалы и Кабанбай из рода Каракерей, славные подвиги которых были широко известны среди кочевников, отчасти пропагандируемые степными импровизаторами. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты начиная с 1726 года. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, собираясь в отряды преимущественно по родовым признакам, то начиная с середины 20-х годов XVIII в. казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы по обширной степной зоне.

В 1726 году в среднем течении р. Сарысу, при впадении в нее р. Буланты, казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противоборстве с Джунгарским ханством. Место сражения надолго сохранилось в народной памяти и получило название "место гибели калмыков" (калмак кырылган), что отразило значительность поражения джунгарских сил. Осенью этого же года казахские владыки Абулхаир, Семеке и другие видные султаны с 10-тысячным войском, напав на волжских калмыков, так часто беспокоивших западные границы казахского ханства, вынудили их отступить. Однако, неблагоприятная ситуация для казахов, вызванная прежде всего опасностью втягивания в затяжную борьбу с волжскими калмыками, находившимися в Российском подданстве, заставила казахов пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасить свои западные границы в условиях продолжающейся борьбы с самым опасным противником на востоке - Джунгарским ханством. Велико было значение победы 1726 года и последующих удачных военных действий казахского войска в укреплении морального духа народа. В сознании масс утверждается мнение о необходимости сплочения сил трех казахских жузов - главного фактора в обеспечении территориальной целостности казахского государства.

С согласия видных султанов, известных полководцев общее командование объединенными силами ханства было возложено на хана Абулхаира, полководческое искусство которого снискало ему признание большей части номадов. К тому же Абулхаир хан, как организатор борьбы народа против иноземных захватчиков и как дальновидный политик, пользовался заслуженным авторитетом среди наиболее влиятельных Чингизидов, а также народных батыров. При этом не последнюю роль играло и такое немаловажное обстоятельство, что именно Абулхаир хан пользовался большим доверием соседней России, которая, сокрушив такую сильную страну, как Швеция, оказывала все возрастающее влияние на ход международных отношений и чей крепнущий авторитет вызывал беспокойство и джунгарских правителей.

Однако, в 20-х года XVIII в. политическая ситуация еще не благоприятствовала для принятия российского подданства. Джунгаро-казахское противоборство продолжалось, оказывая значительное воздействие на международные отношения в Центральной Азии. В этих условиях все более выдвигалась задача освобождения временно оккупированной Джунгарией территории Казахстана, в частности Семиречья. Сосредоточение основных сил казахов в районе гор Ордабасы было не случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные районы с Джунгарией и начать освобождение Семиречья. Своеобразие местности позволяло казахским батырам незаметно от джунгарских лазутчиков сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходимым. Основные места сосредоточения казахских отрядов сохранились в топонимических названиях вдоль рек Боролдай и Кошкар-ата: поселения Большой орды и Малой орды, ущелье Абулхаир хана. Судя по дошедшим до нас фольклорным данным, казахское войско было организовано и рассредоточено в этом районе по принципу принадлежности к жузам.

Самое кровопролитное сражение с джунгарами произошло весной 1729 года в местности Анракай, на юге озера Балхаш, где казахское ополчение разгромило джунгарское войско. В народных преданиях это место носит название "место стонов и рыданий врага". В сражении участвовали и политический противник Абулхаир хана Барак султан, хан Среднего жуза Абулмамбет, родовые подразделения Старшего жуза во главе с Болат ханом. Впервые правители трех жузов, отбросив межродовые разногласия, выступили единым фронтом. Победа была внушительная. Потерпевшее поражение войско завоевателей начало отступать по р. Или на восток. Но в это время предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью Болат хана рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом в трех казахских жузах. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и владелец Среднего жуза Семеке покинули район сражения. Эти разногласия среди ответственных за судьбу страны батыров, султанов и других крупных феодалов облегчили действия джунгар и свели на нет достигнутые результаты и многочисленные жертвы народа в борьбе с захватчиками, ставя под угрозу независимость казахских жузов.

Абулхаир хан с подчиненными ему отрядами Младшего жуза отступил к границам России. Значительная часть Среднего жуза откочевала на север, часть Старшего жуза, в наибольшей степени испытывавшая давление джунгарских сил, оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуждена временно покориться джунгарам. Общенародная борьба, достигнув значительных успехов, вследствие ставших традиционными разногласий, оказалась ослабленной, хотя усилием народных масс сохранялась территориальная целостность государства. Однако, угроза порабощения со стороны Джунгарии оставалась. В сложившейся ситуации следовало бы найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как назвать ребенка девочку по церковному календарю?
Чем заняться в декретном отпуске до родов
Чеснок пошел в стрелку, что делать