Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Красный Крест - не символ медицины! Что означают Красный Крест и Красный Полумесяц? Красный крест что значит.

Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.

Великие и ужасные

Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды

Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.

«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».

Из абиссинской легенды


Змей считали бессмертными – ведь они способны периодически сбрасывать кожу, то есть обновляться. Многие мифы сходятся в том, что изначально этот дар предназначался людям, но либо пронырливые пресмыкающиеся украли его, как в шумерских легендах, либо человек сам отказался от тяжелого бремени вечной жизни в пользу ползучих гадов, как в греческом мифе.

В античном мире змеи были очень тесно переплетены с медициной. Так, именно змея, согласно греческой мифологии, навела на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды он был приглашен во дворец критского правителя Миноса, чтобы воскресить умершего царевича. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Будущий бог воспользовался этой травой и воскресил умершего.

Змея обвивает тело Изиды, покровительницы врачевания в Древнем Египте, кобра - одна из ипостасей богини. Этот же символ украшал полевую аптечку военного врача римской армии. С одной стороны, люди хотели таким образом умилостивить грозные силы природы, с другой, используя зловещий вид змеи, отпугнуть болезни.

Судьбоносный сосуд

Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы – чаша – тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.

Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.

Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии – и вообще жен) Асклепия – Гигиеи и Панакеи.

Чаша имеет непосредственное отношение и к змеям: их яд собирали и хранили в основном в такой посуде. В ней же смешивали териаки - античные и средневековые универсальные противоядия. Вплоть до XX века медные или латунные чаши использовали аптекари.

Один из редких вариантов эмблемы – змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.

Символ, да не тот

Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?

Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох – символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.

В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях – и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.

Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.

Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса – примерно из той же оперы.

Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).

И другие


Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе

Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака – олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.

Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства – больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.

«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Амвросий Медиоланский (III в.)


Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.

В XIII веке изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде женщины (предположительно - Гигиеи), увенчанной лаврами. В одной руке ее был посох, обвитый змеей, а в другой - петух.

Кресты и звезды

Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.

Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест – официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.

Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение – красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста – всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне – уже вполне себе легальный логотип.

Очень короткое лирическое отступление: если уж совсем корректно, то красные (хотя и не только красные) кресты рисовали на своей одежде еще тамплиеры и госпитальеры, причем именно последним мы обязаны появлением госпиталей. Изначально они были своеобразными пристанищами, гостиницами что ль, но постепенно так стали говорить именно о военных (сначала), а потом - и о гражданских лечебницах. Другое дело, что госпитальерские кресты отличались от швейцарского, который взял себе МККК, но это уже совсем другая история.

Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ – красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК – красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.

Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест – христианам, полумесяц – мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.

МЧС-ники пилюлю проглотили, кресты сняли, а на их место поставили синюю звезду о шести лучах, причем лучи эти – основные задачи, которые решают спасатели и парамедики: обнаружение, связь со специалистами, реагирование, помощь на месте, помощь при транспортировке, доставка в ЛПУ. Звезда была запатентована в 1977 году, за основу при ее разработке был взят логотип Американской медицинской ассоциации. В 1997 году срок патентной защиты истек, и сегодня очень многие «Скорые» по всему миру несут на своих бортах «Звезду жизни» - от Перу до Польши и от Швеции до Италии. Примечательно, что внутри синей звезды – правильный посох, классический, длинный, с одной змеей и без крыльев.

P.S. На всеобъемлющий охват не претендую, не исключено, что что-то важное пропустил.

Сильно сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Российские аптеки», 2013, №24

Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.

Великие и ужасные

Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды

Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.

«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».

Из абиссинской легенды


Змей считали бессмертными – ведь они способны периодически сбрасывать кожу, то есть обновляться. Многие мифы сходятся в том, что изначально этот дар предназначался людям, но либо пронырливые пресмыкающиеся украли его, как в шумерских легендах, либо человек сам отказался от тяжелого бремени вечной жизни в пользу ползучих гадов, как в греческом мифе.

В античном мире змеи были очень тесно переплетены с медициной. Так, именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды он был приглашен во дворец критского правителя Миноса, чтобы воскресить умершего царевича. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Будущий бог воспользовался этой травой и воскресил умершего.

Змея обвивает тело Изиды, покровительницы врачевания в Древнем Египте, кобра - одна из ипостасей богини. Этот же символ украшал полевую аптечку военного врача римской армии. С одной стороны, люди хотели таким образом умилостивить грозные силы природы, с другой, используя зловещий вид змеи, отпугнуть болезни.

Судьбоносный сосуд

Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы – чаша – тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.

Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.

Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии – и вообще жен) Асклепия – Гигиеи и Панакеи.

Чаша имеет непосредственное отношение и к змеям: их яд собирали и хранили в основном в такой посуде. В ней же смешивали териаки - античные и средневековые универсальные противоядия. Вплоть до XX века медные или латунные чаши использовали аптекари.

Один из редких вариантов эмблемы – змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.

Символ, да не тот

Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?

Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох – символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.

В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях – и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.

Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.

Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса – примерно из той же оперы.

Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).

И другие


Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе

Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака – олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.

Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства – больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.

«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Амвросий Медиоланский (III в.)


Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.

В XIII веке изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде женщины (предположительно - Гигиеи), увенчанной лаврами. В одной руке ее был посох, обвитый змеей, а в другой - петух.

Кресты и звезды

Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.

Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест – официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.

Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение – красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста – всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне – уже вполне себе легальный логотип.

Очень короткое лирическое отступление: если уж совсем корректно, то красные (хотя и не только красные) кресты рисовали на своей одежде еще тамплиеры и госпитальеры, причем именно последним мы обязаны появлением госпиталей. Изначально они были своеобразными пристанищами, гостиницами что ль, но постепенно так стали говорить именно о военных (сначала), а потом - и о гражданских лечебницах. Другое дело, что госпитальерские кресты отличались от швейцарского, который взял себе МККК, но это уже совсем другая история.

Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ – красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК – красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.

Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест – христианам, полумесяц – мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.

МЧС-ники пилюлю проглотили, кресты сняли, а на их место поставили синюю звезду о шести лучах, причем лучи эти – основные задачи, которые решают спасатели и парамедики: обнаружение, связь со специалистами, реагирование, помощь на месте, помощь при транспортировке, доставка в ЛПУ. Звезда была запатентована в 1977 году, за основу при ее разработке был взят логотип Американской медицинской ассоциации. В 1997 году срок патентной защиты истек, и сегодня очень многие «Скорые» по всему миру несут на своих бортах «Звезду жизни» - от Перу до Польши и от Швеции до Италии. Примечательно, что внутри синей звезды – правильный посох, классический, длинный, с одной змеей и без крыльев.

P.S. На всеобъемлющий охват не претендую, не исключено, что что-то важное пропустил.

Сильно сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Российские аптеки», 2013, №24

Эти символы защиты жизни:

Красного Креста, Красного Полумесяца и Красного кристалла

Красный Крест, Красный Полумесяц и Красный Кристалл предоставляют защиту военно-медицинским службам и работникам гуманитарных организаций во время вооруженных конфликтов. Кроме того, национальные общества разных стран, входящие в Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, используют эмблемы в целях обозначения.

История эмблем

Первая эмблема возникла в 1864 году. Правительства, участвовавшие в дипломатической конференции, которая приняла первую Женевскую конвенцию в 1864 г., решили, что на поле боя для защиты медицинского персонала и транспортных средств необходимо использовать четкий нейтральный знак. Они выбрали красный крест на белом фоне, поменяв местами цвета флага нейтральной Швейцарии. Преимуществами получившегося символа было то, что, благодаря контрастным цветам, его легко воспроизвести и увидеть с большого расстояния.

Использование эмблем: четко регулируется правовыми нормами

Правомерное и неправомерное использование эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца и Красного Кристалла четко регулируется правовыми нормами. В Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним содержатся несколько статей об эмблемах. Среди прочего, они определяют использование, размер, назначение и размещение эмблем, лиц и объекты, которые находятся под их защитой, а также кто имеет право их использовать, к каким результатам приводят действия, основанные на уважении эмблем, и каково наказание за их неправомерное использование. Кроме того, эти договоры требуют от всех государств-участников Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним принять законодательные акты, определяющие использование эмблем и предотвращающие их неправомерное использование на национальном уровне.

Использование эмблем с защитной целью и в целях обозначения

Эмблемы используются в двух основных целях: для защиты и для обозначения. Во-первых, во время вооруженных конфликтов эмблемы - это хорошо видный знак защиты, предоставляемой по международному гуманитарному праву медицинским службам, транспортным средствам и зданиям вооруженных сил. Эта защита также распространяется на определенные гуманитарные организации, работающие вместе с военными с тем, чтобы облегчить страдания раненых, военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся в зоне конфликта. Такое использование эмблем называется использованием с защитной целью. Во-вторых, национальным обществам Красного Креста и Красного Полумесяца по всему миру разрешается использовать эмблемы для обозначения себя как части глобальной системы, известной как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Таким образом, эмблемы используются в целях обозначения.

Нормы, регулирующие использование эмблем в обеих целях, весьма подробны

Во время вооруженных конфликтов защитная эмблема должна быть красного цвета на белом фоне без каких-либо дополнений. Она должна быть большого размера и четко различимой на зданиях, находящихся под защитой, например, больницах, и медицинских транспортных средствах. Эмблемы на нарукавных повязках и жилетах находящегося под защитой персонала также должны быть четко различимыми и не соседствовать с другими знаками. Согласно международному праву намеренное нападение на лицо, транспортное средство или здание, обозначенное защитной эмблемой, является военным преступлением. При использовании эмблем национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца в целях обозначения ситуация иная. В мирное время национальные общества могут использовать название и эмблему красного креста в своей деятельности, не связанной с помощью медицинским службам вооруженных сил. Таким образом, в целях обозначения эмблемы используются, в основном, в мирное время. По сути, их используют в качестве логотипа. Во время войны национальные общества могут продолжать пользоваться эмблемой для обозначения, но лишь при том условии, что ее использование не будет подразумевать защиту по Конвенции, т.е. что ее нельзя будет спутать с защитной эмблемой. Для этого эмблема, используемая в целях обозначения, должна быть сравнительно небольшого размера и не должна размещаться на нарукавных повязках или на крышах зданий.

Принятие единого отличительного знака, который бы означал правовую защиту медицинских служб вооруженных сил, добровольцев, оказывающих помощь раненым, и жертв вооруженных конфликтов – было одной из первостепенных задач, которая стояла перед основоположниками Движения.

Красный Крест

На дипломатической конференции в 1864 году, когда была принята Первая Женевская конвенция, был учреждён особый международный отличительный знак санитарных формирований армий, обеспечивающий правовую защиту на полях сражений – Красный Крест на белом фоне.

Этот символ был выбран по нескольким причинам:

Во-первых, потому, что испокон веков белый флаг считался символом намерения вести переговоры или сдачи в плен; было запрещено стрелять в кого-либо, поднявшего белый флаг.

Во-вторых, с добавлением Красного Креста его значение еще больше возросло, что позволило требовать уважение к раненым и к тем, кто приходит к ним на помощь.

В-третьих, этот знак был инверсией Швейцарского флага, что подчеркивало принадлежность данной идеи именно швейцарцам.

В-четвертых, данный знак был прост в изготовлении и легко узнавался на расстоянии.

Красный Полумесяц

Однако во время русско-турецкой войны (1876-1878) Османская империя объявила, что впредь собирается использовать на своих санитарных обозах изображение Красного Полумесяца, уважая в то же время санитарные обозы противника, обозначенные Красным Крестом. Турки объяснили этот факт тем, что знак Красного Креста наносит оскорбление солдатам - мусульманам. Только на дипломатической конференции в 1929 году было дано согласие использовать эмблему Красного Полумесяца Турции и Египту.

В настоящее время многие страны используют Красный Крест или Красный Полумесяц – и обе эмблемы равноценны. Эмблема Красного Креста и Красного Полумесяца используется как защитный и как отличительный знаки.

Как защитный знак эмблема используется во время вооружённых конфликтов. Она должна вызывать уважение и удерживать от агрессивных действий. В этом случае эмблема должна быть большого размера, чтобы её можно было ясно различить издалека. Недопустимы никакие добавления при изображении символов Красного Креста, Красного Полумесяца, либо на самом белом фоне.

В период вооружённого конфликта эмблему в качестве защитного знака могут использовать:

Военно-медицинские службы;

Признанные национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, уполномоченные своими правительствами оказывать помощь военно-медицинским службам;

Гражданские медицинские учреждения, уполномоченные правительством;

Другие добровольные общества помощи, получившие от правительства полномочия на осуществление своей деятельности и действующие на тех же условиях, что и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Использование эмблемы Красного Креста/Красного Полумесяца как отличительных знаков, направлено на то, чтобы показать, главным образом в мирное время, что обозначенные ею лица и объекты имеют отношение к Международному Движению Красного Креста и Красного Полумесяца. В мирное время эмблема должна быть меньших размеров.

Красный Кристалл

Международное Движение имело две общепризнанные эмблемы - Красный Крест и Красный Полумесяц. Национальное общество Израиля отказывалось применять эти символы, считая их религиозными, и использовало Красный щит Давида. Поэтому в 2005 году, в качестве нейтрального в отношении религий и государственной принадлежности, решили ввести ещё одну эмблему – Красный Кристалл (красный квадрат на белом фоне). Эта эмблема используется наравне с Красным Крестом и Красным Полумесяцем.

Принятие этого символа позволило Израилю войти в Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, а специалисты из Израиля теперь могут оказывать медицинскую и гуманитарную помощь по всему миру, используя эмблему Красного Кристалла и под защитой международных законов.

Красный Кристалл могут использовать, если захотят или сочтут необходимым, любые государства, присоединившиеся к III Дополнительному протоколу Женевских конвенций, уведомив мировое сообщество об этом своём намерении.

Функции Эмблем:

Правила использования эмблем закреплены в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в национальных законодательствах большинстве стран.

  • Защитная: знак, который во время вооруженного конфликта служит визуальным символом защиты, предоставляемой (в соответствии с международным правом) медицинским службам, оборудованию и зданиям медицинских учреждений вооруженных сил и определенных гуманитарных организаций, работающих рядом с военными, чтобы облегчить страдания раненых, пленных и гражданских лиц, пострадавших в ходе конфликта.
  • Опознавательная: служат опознавательным знаком принадлежности к организации Красного Креста и Красного Полумесяца

Неправомерное использование эмблем и злоупотребление ими:

Имитация , т.е. использование знака, который из-за его формы и (или) цвета можно спутать с одной из эмблем.

Использование не по назначению означает любое использование отличительной эмблемы, не предусмотренное МГП: например, неуполномоченными лицами или организациями (коммерческими предприятиями, аптеками, врачами, ведущими частную практику, неправительственными организациями и т.д.) или в целях, не соответствующих основополагающим принципам Движения.

Вероломное использование – использование отличительной эмблемы во время вооруженного конфликта с целью защитить комбатантов и других участников военных действий и военную технику и ввести противника в заблуждение. Вероломное использование эмблемы, повлекшее за собой смерть или тяжелые ранения, считается военным преступлением.

Уже более ста лет красный крест и красный полумесяц стоят на службе у человечества, обеспечивая защиту жертв вооруженных конфликтов, а также тех, кто оказывает им помощь. В декабре 2005 года была создана дополнительная эмблема красного кристалла, которая используется наравне с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Предлагаемый вашему вниманию документ рассказывает об истории создания эмблем.

До девятнадцатого века в каждой стране были свои символы, использовавшиеся медицинскими службами вооруженных сил. Эти символы не имели широкой известности, редко пользовались уважением и не обеспечивали никакой правовой защиты.

Во второй половине девятнадцатого века, быстрое развитие производства огнестрельного оружия привело к значительному росту числа убитых и раненых во время войны.

Двадцать четвертого июня 1859 года шла Война за воссоединение Италии. В ходе частной поездки гражданин Швейцарии по имени Анри Дюнан оказался в городе Сольферино. Там он стал свид етелем трагедии более чем 45 тысяч брошенных на произвол судьбы солдат, которые погибли или получили ранения на поле боя.

Вернувшись в Женеву, Анри Дюнан начал писать книгу, в которой предложил значительно расширить масштабы помощи жертвам войны.

    создать в мирное время в каждой стране группу добровольцев для оказания помощи жертвам во время войны;

    добиться того, чтобы страны дали свое согласие обеспечить защиту добровольцев службы первой помощи, а также раненых на поле боя.

Первое предложение легло в основу создания национальных обществ, которые сегодня существуют в 183 странах. Второе – в основу создания Женевских конвенций, которые подписаны сегодня 192 государствами.

Семнадцатого февраля 1863 года комитет из пяти членов - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК) - встретился для изучения предложений Анри Дюнана.

Одной из основных целей собравшихся было принятие единой отличительной эмблемы, использование которой было бы подкреплено законом и обеспечивало уважительное отношение к медицинской службе вооруженных сил, добровольцам обществ первой помощи, а также к жертвам вооруженных конфликтов.

Эмблема должна была быть простой, хорошо различимой с большого расстояния, всем известной и одинаковой, как для союзников, так и для врагов. Она должна была быть единой для всех и пользоваться всеобщим признанием.

Двадцать шестого октября 1863 года была созвана первая международная конференция. На ней присутствовали делегаты из 14 стран.

Было принято десять резолюций, которые регламентировали создание обществ помощи раненым солдатам – будущие общества Красного Креста, и в последствии общества Красного Полумесяца. Помимо этого, конференция также приняла эмблему красного креста на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

В августе 1864 года Дипломатическая конференция, созванная с целью переработки принятых в 1863 году резолюций в договорные нормы, приняла первую Женевскую конвенцию.

Так родилось современное гуманитарное право.

Первая Женевская конвенция признала красный крест на белом фоне в качестве единой отличительной эмблемы.

Эмблема должна была отражать нейтральность медицинской службы вооруженных сил и обозначить защиту, которая ей предоставляется. Принятая эмблема представляла собой обратные цвета швейцарского флага.

Постоянный нейтральный статус Швейцарии подтверждался практикой последних нескольких лет, а также подкреплялся Венским и Парижским Договорами 1815 года. Более того, белый флаг был и остается символом стремления к переговорам или желания сдаться в плен. Стрелять в кого бы то ни было, кто вывесил белый флаг по доброй воле, неприемлемо.

Получившаяся в результате эмблема обладала тем преимуществом, что она легко воспроизводилась и была узнаваема с большого расстояния, поскольку имела контрастные цвета.

Во время Русско-турецкой войны Османская империя объявила о том, что намеревается использовать эмблему красного полумесяца на белом фоне вместо эмблемы красного креста. Уважая эмблему красного креста, власти Османской империи придерживались мнения, что красный крест, по своей природе, является оскорбительным для мусульманских солдат. Эмблема красного полумесяца была временно одобрена для использования до завершения конфликта.

После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Турецкая, персидская и египетская делегации обратились к Конференции с просьбой о признании эмблем красного полумесяца, а также красного льва и солнца. После продолжительных дискуссий участники Конференции согласились признать эти эмблемы в качестве отличительных эмблем в дополнение к эмблеме красного креста. Однако для того, чтобы избежать дальнейшего увеличения числа эмблем, Конференция ограничила число стран, которые могут использовать эти эмблемы вышеупомянутыми тремя государствами, которые их уже использовали. В соответствии с Женевскими конвенциями, три отличительные эмблемы обладают равным статусом.

Сегодня 151 национальное общество использует эмблему красного креста и 32 национальных общества – эмблему красного полумесяца.

Дипломатическая конференция, созванная в 1949 году для пересмотра Женевских конвенций после окончания Второй мировой войны, изучила три предложения по решению вопроса об эмблемах:

    предложение Нидерландов о введении новой единой эмблемы;

    предложение вернуться к использованию единой эмблемы красного креста;

    предложение Израиля признать новую эмблему красного щита Давида, которая использовалась в качестве отличительной эмблемы медицинской службы вооруженных сил Израиля.

Все три предложения были отвергнуты. Конференция выразила свой протест против увеличения числа защитных эмблем. Эмблемы красного креста, красного полумесяца и красного льва и солнца остаются единственными признанными эмблемами.

Исламская Республика Иран объявила о том, что она отказывается от своего права на использование эмблемы красного льва и солнца и будет в дальнейшем использовать эмблему красного полумесяца в качестве отличительной эмблемы медицинской службы вооруженных сил. Однако Иран зарезервировал за собой право вернуться к эмблеме красного льва и солнца, если в будущем будут признаны какие-либо новые эмблемы.

Дебаты об эмблемах продолжились и после решения, принятого в 1949 году. Ряд стран и действующих на их территории обществ помощи все еще хотели использовать национальные эмблемы или же обе эмблемы красного креста и красного полумесяца одновременно. К девяностым годам возникли также опасения по поводу уважения нейтральности красного креста и красного полумесяца в ходе нескольких сложных вооруженных конфликтов. В 1992 году президент МККК выступил с публичным призывом о создании дополнительной эмблемы, лишенной каких бы то ни было национальных, политических или религиозных коннотаций.

Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца 1999 года поддержала предложение о формировании совместной рабочей группы из представителей государств и национальных обществ для выработки всеобъемлющего и долгосрочного решения вопроса об эмблеме, приемлемого для всех сторон как в содержательном, так и в процедурном плане

Рабочая группа пришла к пониманию того, что история большинства государств и национальн ых обществ неразрывно связана с использованием эмблем красного креста и красного полумесяца. Таким образом, единственным вариантом решения, которое устроило бы все стороны, было принятие третьей дополнительной эмблемы, лишенной национальных, политических или религиозных коннотаций.

Дизайн новой эмблемы должен был позволить использующим ее национальным обществам:

    разместить в центре новой эмблемы красный крест или красный полумесяц;

    разместить в центре новой эмблемы и красный крест, и красный полумесяц;

    разместить в центре новой эмблемы любой другой символ, который используется данным национальным обществом и был передан государству-депозитарию Женевских конвенций и МККК.

В декабре 2005 года в ходе Дипломатической конференции в Женеве, государства приняли Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, регламентирующий использование дополнительной эмблемы наряду с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Новая эмблема, известная под названием эмблемы красного кристалла решает несколько проблем, с которыми Д вижение сталкивалось на протяжении целого ряда лет. В их числе:

    возможность для стран, не желающих принимать эмблему красного креста или эмблему красного полумесяца, присоединиться к Движению и стать его полноправными членами путем использования эмблемы красного кристалла;

    возможность использовать красный крест и красный полумесяц одновременно.

В июне 2006 года в Женеве была созвана Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца для изменения Устава Движения вследствие принятия новой дополнительной эмблемы.

Четырнадцатого января 2007 года вступил в силу Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года (это произошло через шесть месяцев после того, как его ратифицировали первые две страны). Это завершило процесс создания дополнительной эмблемы для использования правительствами и Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Односложные наречия в английском языке
Как правильно запечь тыкву с сахаром
Мармелад из слив Мармелад сливовый в домашних условиях на зиму