Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Флот стран времен первой мировой войны. Военно-морские силы в первой мировой войне

К началу боевых действий военно-морские силы Антанты значительно превосходили ВМС Союза Центральных государств

По пространственному размаху, количеству участвовавших и напряженности вооруженной борьбы на континентальных, океанских и морских театрах военных действий Первой мировой войне не было аналогов в предшествовавшей истории.

Наиболее интенсивные боевые действия велись: на Северном море, в северной части Атлантического океана, на Средиземном, Балтийском, Черном, Баренцевом и Белом морях. Кроме того, эпизодические военные действия, особенно в начальный период войны, а затем при выходе в океан одиночных германских крейсеров, развертывались в центральной и южных частях Атлантического океана, а также в Тихом и Индийском океанах и (в период неограниченной подводной войны) у атлантического побережья Северной Америки.

В северной части Атлантического океана, между Северной Америкой и Западной Европой, проходили важнейшие пути морских сообщений, имевшие большое значение для военной экономики приатлантических стран, особенно для Англии, экономика которой полностью зависела от морской торговли. Главным узлом этих сообщений являлись юго-западные подходы к Англии.

На побережье Атлантического океана Англия и ее союзники располагали разветвленной системой базирования, в то время как немногочисленные германские крейсера, дислоцировавшиеся перед войной в Атлантике и предназначавшиеся в случае возникновения войны для действий на морских сообщениях, таких баз не имели. К тому же, в расчете на крат­ковременность войны, исход которой должен был решиться в сухопутных сражениях и на Северном море, Германия не придавала большого значения крейсерским действиям на отдаленных океанских путях сообщений. Английские крейсерские эскадры, выделенные для зашиты океанских сообщений, должны были действовать, каждая в своей зоне, базируясь на Халифакс, Кингстон и Гибралтар и т.д. B первые три-четыре месяца войны на морских сообщениях в Атлантике действовали одиночные германские крейсера, не достигшие значительных успехов, но отвлекшие на себя крупные крейсерские силы англичан с главного морского театра - Северного моря.

После поражения германской эскадры в бою у Фолклендских островов действия на океанских сообщениях в Атлантике почти прекратились.

В 1915-1916 г. здесь лишь периодически появлялись одиночные германские вспомогательные крейсера, прорывавшие английскую блокаду в Северном море. Осенью 1916 г. у бере­гов США появились первые германские подводные лодки. Со вступлением США в войну (апрель 1917 г.) они в период неограниченной подводной войны распро­странили район своих действий на центральную и западную часть север­ной Атлантики, вплоть до побережья США, совершив в этот район в 1917 - 1918 гг. до 15 походов. Однако главным районом действий германских подводных лодок в продолжение всей подводной войны оставались западные подходы к Англии, включавшие северо-восточную Атлантику, Бискайский залив, Английский канал и Ир­ландское море. Здесь в период наиболее интенсивной неограниченной подводной войны было сосредоточено до 1/4 всех боевых ресурсов подводных сил ВМС Германии, базировавшихся в Северном море, и потоплено (за всю войну) до шести млн. тонн торгового тоннажа. Однако огромные силы и средства союзников, при наличии многочисленных и хорошо оборудованных баз, позволили успешно развернуть мощную противоло­дочную оборону. Перевозки по важнейшим морским сообщениям Антанты в Атлантическом океане продолжались, хотя и с большим напряжением и при значительных потерях тоннажа, на протяжении всей войны.

На Тихом океане, особенно со вступлением в войну Япо­нии, союзные флоты располагали развитой системой базирования, обес­печивавшей действия любых соединений кораблей для защиты морских сообщений. Германия имела здесь свою единственную колониальную воен­но-морскую базу Циндао, где в мирное время базировалась Восточноазиатская крейсерская эскадра, составлявшая половину всех крейсерских сил Германии, которые она держала перед войной вне вод метрополии. Ввиду подавляющего превосходства сил союзных флотов на Тихом океане, германское командование не предполагало использовать Циндао в качестве базы в военное время. Германская крейсерская эскадра после некоторых, второстепенных по значимости, действий в западной части Тихого океана ушла к берегам Южной Америки. Здесь, у Коронеля, произошел единственный за войну в Тихом океане морской бой между германскими и английскими крейсерскими эскадрами. После этого только в 1917 г. на морских сообщениях в Тихом океане довольно продолжительное время действовали два германских вспомогательных крейсера. В это время были минные постановки у берегов Новой Зеландии и Австралии. Эти действия ввиду относительно небольшого военного значения тихоокеанских коммуникаций, носили преимущественно демонстративный характер и имели целью отвлечь часть сил союзных флотов с главного театра военных действий – Атлантического океана и Северного моря.

Индийский океан, к берегам которого выходили обширные колони­альные владения Англии, считался, в отношении системы базирования, «английским озером».

Хорошо оборудованные порты Кейптаун, Аден, Бомбей, Коломбо, Сингапур обеспечивали базирование всех сил, необ­ходимых для защиты морских сообщений против периодически действовавших здесь одиночных германских крейсеров. В начальный период войны в Индийском океане находились два германских легких крейсера, против которых Антанте, учитывая протяженность и разбросанность океанских путей сообщения, пришлось выделить довольно значительные силы. После уничтожения этих -крейсеров перевозки через Индийский океан, имевшие серьезное значение для экономики Англии, осуществлялись беспрепятственно. В 1917 г., во время особенно интенсивных действий германских подводных лодок в Средиземном море, важный морской путь, ведший из Ин­дийского океана через Суэцкий канал и Средиземное море, был временно (и не для всех судов) перенесен и проходил вокруг южной оконечности Африки. В это же время на морских сообщениях в Индийском океане действовал германский вспомогательный крейсер, который поставил мины у юж­ного берега Африки и у Цейлона.

Важнейшие морские пути сообщения>проходили через Ла-Манш (Английский канал), а также вдоль восточного побережья Англии и к берегам Норвегии.

Через это море осуществлялась почти вся внешняя морская торговля Германии. C закрытием торговых путей по Северному морю для Германии оставалась возможность импорта только из Скандинавских стран через Балтийское море и его проливную зону. Морские сообщения Северного моря имели существенное значение и для Англии. Этим путем ввозились продовольствие и лесоматериалы из Скандинавских стран, шведская железная руда, вывозился уголь.

В базах Северного моря был сосредоточен основной состав флотов сильнейших морских держав – Англии и Германии.

Таблица 1

Состав военно-морских сил на Северном море к началу войны

Главная военно-морская база германского флота Вильгельмсхафен располагала достаточными ремонтными средствами для кораблей всех классов и запасами снабжения. При этом подходы с моря прикрывались островной крепостью Гельголанд, в свою очередь являвшейся базой легких сил и гидроавиации.

Водное пространство, защищенное укреплениями Гельголанда, о. [Боркум] и прилегающее к устьям Везера и Эльбы, называлось Гер­манской бухтой или «мокрым треугольником». При подготовке к войне германское командование уделяло большое внимание обороне указанного района. Здесь были установлены береговые батареи, а на подходах к базе поставлены заграждения. В ходе войны базирование германского флота было расширено за счет оборудования баз подводных лодок в бельгийских портах Брюгге, [Зебрюгге] и Остенде.

Следует отметить, что довоенное базирование английского флота не отвечало поставленной перед ним задаче дальней блокады Германии и явно отставало от строи­тельства самого флота.

Отсутствие хорошо оборудованных баз в северной части моря поставило в начале войны Гранд-флит в трудное положение, и только наличие удобных укрытых якорных стоянок позволило флоту находиться в этой части моря. Перед войной главной базой английского флота являлся Портсмут, базой флота — Плимут (Девонпорт). Эти базы были укреплены с моря и имели доки, ремонтные средства и запасы материально-технических средств.

Пунктами базирования служили Дувр и Портленд. На юго-восточном побережье Англии (устье Темзы) располагался военно-морской район Нор с базами Чатам и Ширнесс. На восточном побережье Англии в глубине залива Фёрт-оф-Форт оборудовалась база Розайт, а в заливе Мори-Фёрт было начато строи­тельство базы Кромарти. Однако расположение всех этих баз мирного времени не отвечало главным задачам, стоявшим перед английским флотом, установить дальнюю блокаду Германии и не дать противнику возможности действиями минных флотилий и подводных лодок ослабить силы английского флота. Поэтому непосредственно перед началом войны главные силы английского флота были переведены в обширную укрытую бухту Оркнейских островов – Скапа-Флоу.

В начале войны на западном побережье Шотландии в качестве пунктов базирования временно (до оборудования Скапа-Флоу) были использованы бухта Лох-Ю и залив Лох-на-Кил. На Шетландских островах для базирования легких сил, обеспечивавших с 1917 г. скандинавские конвои, использовался порт Леруик (Лервик).

Важным рубежом, отделявшим Англию от континента, являлся Английский канал (пролив Ла-Манш) – узел важнейших морских путей. Через канал осуществлялись все грузовые и войсковые перевозки из Англии во Францию и проходил путь из Атлантики к восточным портам Англии. В то же время Английский канал с Дуврским проливом являлся кратчайшим путем для выхода германских подводных лодок на западные морские пути Англии.

На побережье Английского канала располагались также главная военно-морская база французского флота Брест и база Шербур. Вследствие того, что главные силы флота действовали на Средиземном море, эти базы имели второстепенное значение

На восточном побережье Англии была создана развитая сеть гидроаэродромов, а для защиты непосредственных подходов к портам установ­лены береговые батареи.

В течение всей войны Северное море оставалось районом базирования главных сил военно-морских флотов Англии и Германии. Вместе с северо-восточной частью Атлантического океана, Английским каналом и подходами к нему с запада оно являлось важнейшим из морских театров военных действий, хотя решающих боевых столкновений между сосредоточенными здесь флотами не произошло.

Важное стратегическое положение в годы Первой мировой войны занимал Средиземноморский театр военных действий, где проходили морские пути в Европу из Индии и с Дальнего Востока, а также морские сообщения Франции и Италии с их северо­африканскими колониями.

Со вступлением в войну Италии превосходство в силах на Средиземном море оказалось на стороне Антанты. Англия не могла выделить значительных сил для действий на Средиземном море. Однако здесь были сосредоточены главные силы французского флота, что позволяло блокировать австрийский флот в Адриатическом море.

Таблица 2

Рассматривая проблему базирования флотов, следует отметить, что главной военно-морской базой английского флота на Средиземном море являлась Ла-Валлетта на острове Мальта, который был хорошо укреплен. Базой флота служил Гибралтар, а временной базой являлась Александрия.

Оценивая в целом систему базирования английского флота на Средиземном море, следует признать, что она обеспечивала его боевую деятельность, однако в период Дарданелльской операции сказалось отсутствие баз в районе Эгейского моря.

Главной военно-морской базой французского флота являлся Тулон. При этом база располагала всеми судоремонтными средствами и большими запасами материально-технических средств. Бизерта служила базой для всех классов кораблей, Алжир использовался, в основном, для базирования миноносцев, а Оран являлся пунктом бази­рования.

Существовавшая система базирования в целом обеспечивала действия французского флота в западной части Средиземного моря. Для действий в Адриатическом море французский флот базировался на Ла-Валлетту.

Главной базой итальянского флота в Средиземном море являлась Специя. При этом Таранто был главной базой итальянского флота на Адриатическом море. В качестве базы флота использовался также Неаполь. Временными базами служили порты на восточном побережье Италии: Бриндизи, Анкона, Венеция.

Что касается систем базирования итальянского флота, то она обеспечивала боевые действия в сред­ней части Средиземного моря, однако на Адриатическом море была недоста­точно развитой.

Определенный интерес представляет система базирования в Средиземном море австро-венгерского флота. его главная военно-морская база Пола имела укрытую стоянку для кораблей всех классов, несколько доков и ремонтные мастерские. Пунктом базирования с ограниченными ремонтными средствами являлся Котор. Непосредственная близость к черногорской границе допускала до 1916 г. возможность обстрела этой базы артиллерией. С моря подходы к заливу Котор были защищены береговой артиллерией. В ходе войны оборудование базы Котор было улучшено. Здесь базирова­лась большая часть германских подводных лодок, действовавших в Средиземном море.

К началу войны находившиеся на Средиземном море германские корабли «Гёбен» и «Бреслау» прошли проливами в Константинополь и в продолжение войны действовали на Черном море.

За всю войну на Средиземном море не было крупных операций и боевых столкновений надводных сил. В то же время наибольшее развитие приобрели на морских сообщениях Антанты действия германских подводных лодок. Причем за три года, с осени 1915 г. здесь было потоплено около 4 млн. тонн торгового тоннажа, т.е. 1/3 всего торгового тоннажа, потопленного германскими подводными лодками в 1915-1918 гг. В продолжение всей войны Антантой осу­ществлялись крупные войсковые перевозки по Средиземному морю на Западно-Европейский и Балканский театры военных действий.

С началом Первой мировой войны порты Балтийского и Черного морей оказались отрезанными от океана, приобрел особо важное значение, как единствен­ный путь сообщения России с союзниками (кроме пути через Тихий океан и Сибирь), Северный русский морской театр военных действий.

Как известно, Баренцево и Белое моря, вследствие суровых климатических условий в зимний период покрываются в значительной своей части плавучими льдами. В это время только Баренцево море у западной части Кольского побережья не замерзает и доступно для плава­ния круглый год.

Следует подчеркнуть, что в планах воины России военные действия на Северном театре не пре­дусматривались. Баренцево и Белое моря имели лишь некоторое промыс­ловое значение. Порты Белого моря использовались для вывоза леса. На незамерзающем побережье Баренцева моря портов не было. Только Архангельск был связан с центром страны железной дорогой. С военной точки зрения театр военных действий оборудован не был, оборонительные сооружения отсутствовали. Все наблюдение за побережьем осуществлялось посыльным судном «Бакан», ежегодно приходившим из Балтийского моря для охраны промыслов.

Сложившаяся обстановка требовала быстрого развития оборудова­ния существовавших портов и создания новых, а также развертывания мероприятий по защите морских сообщений. Необходимо было прежде всего построить железную дорогу к побережью незамерзающего Кольского залива, а для продления навигаций на Белом море использовать ледо­колы. Первые мероприятия по оборудованию театра сводились к соору­жению наблюдательных постов на подходах к Архангельску. На острове Мудьюгский были установлены береговые батареи и организована дозорная служба. В январе 1915 г была закончена прокладка подводного телеграфного кабеля из Англии до Александровска. В это же время для защиты выхода кабеля у Александровска были установлены батарея и боновые заграждения. Здесь же была построена радиостанция и несколько наблюдательных постов.

На протяжении всей войны важное значение для России имел Балтийский морской театр военных действий, откуда противник, обладавший сильным флотом мог угрожать всему русскому прибалтийскому побережью, включая район Петербурга.

Кроме того в море упирался северный фланг русско-германского фронта.

Сложные навигационные и гидрометеорологические условия и продол­жительный ледостав затрудняли ведение боевых действий и ограничивали использование военно-морских сил. В то же время небольшие размеры моря позволяли в сравнительно короткие сроки осуществлять развертывание сил для операций, а также облегчали взаи­модействие различных классов кораблей.

Большое стратегическое значение имел Финский залив, на восточном побережье которого находилась столица России. Опорой морской обороны залива и основной ремонтной базой флота перед войной являлся Кронштадт, однако базирование на Кронштадт было затруднено из-за продолжительного ледостава. Особое значение для оборону Финского залива имели узкое место залива между островом Нapген и полуостровом Порккала-Удд, а также Або-Аландский и Моонзундский районы, занимавшие фланговое положение ко входу в залив и обеспечивавшие выход флота для действий в открытом море. Або-Аландекий шхерный район использовался для базирования легких сил, а Моонзундский район, не имевший к началу войны никаких средств для базирования и обороны, прикрывал вход в Рижский залив.

Главной базой русского флота на Балтийском море являлся Гельсинг­форс с рейдом и крепостью Свеаборг. Однако Гельсингфорс не был достаточно укреплен и оборудован для базирования флота. Внутренний рейд был неудобен для больших кораблей, поэтому линейные корабли вынуж­дены были стоять на незащищенном внешнем рейде. Что касается судоремонтных средств, то они были незначительны: единственный на Бал­тийском море сухой док для линейных кораблей находился в Кронштадте. Ревель также имел ограниченные ремонтные возможности: намеченное здесь строительство и оборудование главной, хорошо защищенной базы Бал­тийского флота (крепость Петра Великого) было перед войной только начато.

Как пункты базирования легких сил русского флота использовались Балтийский Порт, Рогонюль (с 1915 г.) и Усть-Двинск. Якорными стоянками служили рейды Порккала-Уддский [Лапвик], Эрё, Утё, Вердер [Куйваст].

Передовые базы и опорные пункты Либава и Виндава согласно плану в начале войны были оставлены русским флотом, а в 1915 г. заняты противником.

Для Германии значение Балтийского театра возрастало в связи с тем, что при наличии почти круговой блокады Балтийское море с его пролив­ной зоной оставалось единственным путем для перевозки из Швеции железной руды и другого сырья, в которых Германия остро нуждалась.

Германский флот располагал на Балтийском море развернутой системой базирования с достаточными ремонтными средствами. При этом главной базой являлся Киль. Благодаря наличию Кильского канала эта база как ремонт­ная и тыловая имела большое значение и для Северного моря. В качестве баз использовались Данциг с хорошо укрытым рейдом Путциг, пункт базирования Пиллау, а с середины 1915 г. – Либава. Следует подчеркнуть, что соотношение постоянных сил флотов на Балтийском море было в пользу русского флота.

Таблица 3

Состав военно-морских сил на Балтийском море к началу войны

Однако германское командование имело возможность в случае необходимо­сти переводить значительные силы флота Открытого моря через Кильский канал и создавать, таким образом, большой перевес в силах. Так, в 1915 г. был осуществлен перевод кораблей из Северного моря для прорыва в Рижский залив, а в 1917 г. – для Моонзундской операции.

Учитывая возможность быстрого сосредоточения на Балтийском море главных сил германского флота, русское командование исходило из общего соот­ношения сил флотов и ставило перед своим флотом оборонительные задачи, важнейшей из которых являлась оборона побережья и прикрытие подступов к столице с моря.

Нельзя не отметить, что оборудование Балтийского театра к началу войны было недостаточ­ным и явно не отвечало задачам, поставленным перед русским флотом.

Основой обороны Финского залива в начале войны была Центральная минно-артиллерийская позиция - минное заграждение, выставленное в узкости залива и прикрытое с флангов батареями на острое Нарген и у Порккала-Удда. Непосредственно к ней примыкала флангово-шхерная позиция к западу от Порккала-Удда, где в первые дни войны были выставлены мины и установлены батареи. Береговая оборона Центральной позиции не обеспечивала прочного прикрытия флангов. Оборона позиции возлагалась на флот, главные силы которого развертывались в тылу позиции в ожидании боя с германским флотом при его прорыве в Фин­ский залив.

Развертывание в 1914 г. неактивных действий в средней и южной частях моря потребовало усиления оборудования театра с целью обеспечить оборону Финского залива. Были построены батареи в районах острова Нарген и Ревеля, две батареи на острове Вормс и батарея на полуострове Порккала-Удд.

Для расширения базирования легких сил и подводных лодок в районах Або-Аландских шхер и Моонзундского архипелага в конце 1914 г. начались интенсивные работы, которые продолжались и в последующие годы.

Оценивая состояние обороны побережья Германии в начале войны, следует признать ее стабильной. В ходе войны на побережье была создана широкая сеть гвдроаэродромов, радиостанций и радиопеленгаторных станций. Оборонительные минные заграждения ставились главным образом в проливной зоне и на подходах к своим базам, активные минные заграждения – в северной части Балтийского моря с целью заблокировать русский флот в Финском заливе.

Переходя к рассмотрению Черноморского театра военных действий, следует отметить, что если оборудованию Балтийского морского театра военных действий (ТВД) перед Первой мировой войной уделялось более или менее достаточное внимание, то о Черноморском ТВД этого сказать нельзя. Отношение высшего военного руководства России к последнему, как второстепенному театру военных действий, отрицательно сказывалось не только на строительстве кораблей, но и организации системы базирования.

Между тем ограниченные размеры Черного моря, а следовательно и сравнительно небольшие расстояния до важнейших объектов противника (от Севастополя до Босфора 280 миль) обусловливали возможность быстрого развертывания сил в любом районе.

Главной базой Черноморского флота являлся Севастополь, пунктами базирования – Одесса и Батум, тыловой ремонтной базой – Николаев. При этом относительно оборудована была только главная база флота. Однако с моря Севастополь был слабо укреплен. Поэтому безопасность находившихся в Севастополе кораблей в военное время не гарантировалась. Недостаточно был оборудован и сам порт. Остальные базы находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Военное ведомство, которому они подчинялись до 1910 г., неоднократно требовало ликвидировать укрепления в Батуме (Батуми) и Очакове и только решительное выступление Морского министерства против такого необдуманного решения позволило сохранить их в качестве возможных пунктов базирования флота во время войны.

Батум имел важное значение не только как пункт базирования флота, но и как транспортно-перегрузочный пункт для снабжения Кавказской армии. Усиленные оборонительные работы по укреплению Батума нача­лись лишь в ходе войны. Береговая оборона была усилена полевыми орудиями, наблюдательным постом и на подходах к порту - минными заграждениями. Была оборудована база гидроавиации, а крепостная артиллерия Батума, имевшая недостаточную дальность стрельбы, в конце 1914 г. получила на усиление новые орудия.

Кроме перечисленных укрепленных пунктов, береговые батареи были установлены у Одессы, на Тендровской косе, у Ак-Мечети, Евпатории, Ялты, Феодосии, Новороссийска, Туапсе, Сочи, Гагр, Сухуми, Поти.

К началу войны в России имелось несколько радиостанций, ряд новых станций был построен в ходе войны.

Сеть постов наблюдения и связи получила широкое развитие, все при­брежные пункты были связаны между собой телеграфной и телефонной связью. Была развита аэродромная сеть.

Самым серьезным недостатком системы базирования сил флота на Черноморском ТВД являлось отсутствие хорошо оборудованной и защищенной военно-морской базы на Кавказском побережье.

Основным противником России на Черноморском ТВД являлась Турция.

К началу войны Турция имела единственную на ТВД базу флота – Константинополь, а с 1915 г., когда на стороне Центральных держав выступила Болгария, для временного базирования использовалась (в частности, подводными лодками) Варна.

Морские сообщения на Черном море имели большое значение для Турции, так как дорожная сеть на анатолийском побережье была развита очень слабо. Ее важнейший внутренний морской путь проходил вдоль анатолийского побережья от Константинополя до Трапезунда. Этим путем осуществлялось снабжение армий Кавказского фронта, а также доставлялся в столицу каменный уголь из района Зонгулдак и Эрегли. Отсутствие удобных, защищенных с моря якорных стоянок затрудняло для турок организацию защиты морских сообщений. Во время войны этот путь по сравнению с мирным временем претерпел некоторые изменения. При этом суда шли ближе к берегу по сравнительно малым глубинам, что значительно осложняло действия русских подводных лодок.

Таблица 4

Состав военно-морских сил на Черном море к началу войны с Турцией

К началу войны в составе Черноморского флота не было новых линейных кораблей (3 дредноута строились в Николаеве), тем не менее русские линейные корабли были сильнее турецких. Однако приход в августе 1914 г. из Средизем­ного моря в Константинополь германского линейного крейсера «Гёбен» свел на нет преимущество русского флота.

Дело в том, что быстроходный «Гёбен», так же как и германский легкий крейсер «Бреслау», мог уйти от любого превосходящего его по силе соединения русских кораблей и, в свою очередь, имел возможность навязать бой более слабому из кораблей противника.

Следует несколько слов сказать о черноморских проливах Босфор и Дарданеллы, соединяющих Черное и Средиземное моря через Мраморное море. Длина пролива Босфор 16 миль, ширина до двух миль; глубины по оси пролива 28-100 м. Оба берега у входа в пролив из Черного моря к началу войны были сильно укреплены.

На азиатском берегу пролива со стороны входа из Черного моря имелось восемь фортов и береговых батарей – всего до 50 орудий калибра от 150 до 80 мм; на европейском берегу также восемь фортов и батарей – всего свыше 20 орудий калибра от 150 до 350 мм.

Минная оборона Босфора была организована еще до начала войны. Три ряда управляемых с берега мин были поставлены поперек пролива в узкости между Румели-Кавак и Агадолу-Кввак. При этом проход был оставлен с восточной стороны. Несколько рядов мин были поставлены севернее Анадолу-Кавак, а несколько отдельных минных банок – вдоль азиатского берега. Непосредственно у входа было поставлено заграждение поперек пролива. Мины также были поставлены вблизи Кильоса.

Длина пролива Дарданеллы 35 миль, ширина две-три мили, глубина по оси пролива 50 - 100 м; узкость у Чанаккале имеет ширину восемь кабельтов.

Укрепления Дарданелл состояли из ряда батарей, которые располагались у самого побережья и разделялись на внешние и внутренние. Промежуточные батареи, расположенные на высотах, имели орудия (большей частью полевые и мортиры) калибра не свыше 150 мм.

К началу военных действий оборона пролива включала ряд старых открытых фортов постройки 1877- 1878 гг., вооруженных устаревшими пуш­ками, несколько батарей. Дальность стрельбы орудий не превышала девяти км. Общее число орудий доходило до 100. В ходе войны оборудование было обновлено и расширено, особенно в связи с Дарданелльской десантной операцией англо-французского флота.

При подходе к проливу со стороны Эгейского моря корабли против­ника прежде всего попадали в зону огня фортов и внешних батарей Кумкале и Седдюльбахир, установленных у самого входа в пролив. На вооружении этих фортов и батарей было 26 орудий, в том числе 16 – калибра 240 - 280 мм.

Подходя к траверзу батарей Седдюльбахир, корабли выходили из-под обстрела батареи Кумкале, но оставались в зоне огня батарей и форта Седдюльбахир. Подобная система расположения орудий позволяла вести обстрел как поперек, так и вдоль пролива, в корму прорывающимся в пролив кораблям.

Далее вдоль азиатского и европейского берегов располагались промежуточные батареи (85 орудий калибра 120 – 210 мм. В их числе находилась батарея Дарданос на высоком холме азиатского берега у бухты Кепез-Лиманы, обстреливавшая пролив в обе стороны на предельную дальность стрельбы.

Основу обороны пролива составляли сильные внутренние батареи, рас­положенные по обе стороны узкой части пролива до Чанаккале. На азиат­ском берегу находились береговые батареи Хамидие I и Чименлик, на европейском - Румели, Хамидие II, Намазгях. Кроме того, севернее Чанаккале на азиатском берегу до узкости Награ имелось три форта, также входивших в общую систему обороны узкости пролива.

Все внутренние форты и батареи имели 88 орудий, в том числе 12 ору­дий калибра 280 - 355 мм, 57 орудий от 210 до 260 мм. Особенно сильно укрепленными были батареи новейшей постройки - Хамидие I на азиат­ском берегу и против нее Хамидие II - на европейском. Управление огнем батарей, как и все руководство морской обороной пролива, осуществлялось немецкими офицерами.

Оценивая соотношение сил сторон на море к началу Первой мировой войны, следует отметить, что объединенные военно-морские силы Антанты (Англия, Франция и Россия) значительно превосходили военно-морские силы Союза Центральных государств как в целом, там и на большинстве морских ТВД.

С учетом кораблей, находившихся в постройке, флоты государств Антанты превосходили военно-морские силы Германии и ее союзников по новым линейным кораблям в два раза, по линейным крейсерам в 2,5 раза, по эскадренным миноносцам – в 2,5 раза, по подводным лодкам - в три раза.

Кроме того, флоты Антанты имели более развитую систему базирования и лучшее стратегическое положение на большинстве морских театрах военных действий.

Специально для Столетия

Десятилетие, предшествовавшее мировой войне, может быть отмечено в области развития морских сил тремя фактами: ростом германского военного флота, восстановлением русского флота после катастрофического разгрома его во время японской войны и развитием подводного флота.

Морская подготовка к войне в Германии велась в направлении постройки флота из крупных боевых судов (в несколько лет затрачено на это 7,5 млрд марок золотом), что вызывало сильное политическое возбуждение, в особенности в Англии.

Россия развивала свой флот исключительно с активно-оборонительными задачами в Балтийском и Черном морях.

На подводный флот наибольшее внимание было обращено в Англии и Франции; Германия центр тяжести морской борьбы перенесла на него уже во время ведения самой войны.

Сравнительная сила флотов воюющих держав

Сравнительная сила флотов воюющих держав приведена в таблице. Суда старой постройки, прослужившие 10 лет и более, в таблицу не включены.

К этим морским силам следует прибавить в пользу Тройственного союза турецкий флот, состоявший, впрочем, кроме нескольких старых броненосцев, купленных у германцев, из 3 крейсеров и 12 миноносцев, находившихся в хорошем состоянии .

Распределение морских сил обеих сторон перед началом войны

В общем балансе морских сил воюющих государств господствующее значение по своей мощности имели британский и германский флоты, боевая встреча которых ожидалась с особой тревогой во всем мире с первого дня войны. Их столкновение могло сразу же иметь очень серьезные последствия для одной из сторон. Накануне объявления войны был момент, когда по некоторым предположениям такая встреча входила в расчеты английского адмиралтейства. Уже начиная с 1905 г. британские морские силы, до той поры разбросанные на важнейших морских путях, стали стягиваться к берегам Англии в состав трех "домашних" флотов, т.е. предназначенных для обороны Британских островов. При мобилизации эти три флота соединялись в один "Большой" флот, который в июле 1914 г. насчитывал в общем 8 эскадр линейных кораблей и 11 крейсерских эскадр, — всего вместе с мелкими судами 460 вымпелов. 15 июля 1914 г. была объявлена этому флоту опытная мобилизация, завершившаяся маневрами и королевским смотром 20 июля на Спитгэдском рейде. В связи с австрийским ультиматумом демобилизация флота была приостановлена, и затем 28 июля флот получил приказ идти из Портланда в Скапа-Флоу (пролив) близ Оркнейских островов у северных берегов Шотландии.

В это же время германский Флот открытого моря выходил в крейсерство в норвежские воды, откуда был возвращен 27 — 28 июля к берегам Германии. Английский флот шел из Портланда на север Шотландии не по обычному пути — западнее острова, а вдоль восточного берега Англии. Оба флота прошли в Северном море в противоположных направлениях.

К началу войны английский Большой флот расположился в двух группах: на крайнем севере Шотландии и в Ла-Манше у Портланда.

В Средиземном море, по англо-французскому соглашению, обеспечение морского господства Антанты возлагалось на французский флот, который в составе лучших своих единиц был сосредоточен у Тулона. На обязанности его лежало обеспечение путей связи с Северной Африкой. У острова Мальта находилась английская крейсерская эскадра.

Английские крейсеры несли также службу охраны морских путей в Атлантическом океане, у берегов Австралии, и, кроме того, значительные крейсерские силы находились в западном районе Тихого океана.

В Ла-Манше, кроме второго английского флота, у Шербура была сосредоточена легкая эскадра французских крейсеров; она состояла из бронированных крейсеров, поддержанных флотилией минных судов и подводных лодок. Эта эскадра стерегла юго-западные подступы к Ла-Маншу. В Тихом океане у Индокитая находилось 3 легких французских крейсера.

Русский флот был разделен на три части.

Балтийский флот, безмерно уступавший в силах противнику, был принужден принять исключительно оборонительный образ действий, стараясь на рубеже Ревель — Поркаллауд задержать, по мере возможности, наступление неприятельского флота и десанта в глубь Финского залива. С целью усилить себя и выровнять шансы боя было намечено оборудование в этом районе укрепленной минной позиции, к моменту начала войны далеко не законченное (вернее, только что начатое). На флангах этой так называемой центральной позиции, на обоих берегах залива, на островах Макилота и Нарген, были установлены батареи дальнобойных орудий крупного калибра, а на протяжении всей позиции было поставлено в несколько линий минное заграждение.

Черноморский флот оставался на севастопольском рейде и бездействовал, не сумев даже заложить как следует минные заграждения у входа в Босфор. Однако нельзя не учесть всей трудности положения Черноморского флота не только в отношении недостаточности боевых сил, но и в смысле отсутствия иных операционных баз, кроме Севастополя. Базироваться же на Севастополь для наблюдения за Босфором было очень трудно, и операции по преграждению входа противнику в Черное море в этих условиях являлись совершенно необеспеченными.

Дальневосточная эскадра — из ее состава 2 легких крейсера ("Аскольд" и "Жемчуг") пытались крейсеровать у юго-восточных берегов Азии.

Германский Флот открытого моря состоял из 3 эскадр линейных кораблей, крейсерской эскадры и флотилии истребителей. После крейсерства у берегов Норвегии этот флот вернулся к своим берегам, причем 1 линейная и крейсерская эскадры стали у Вильгельмсгафена на рейде, под прикрытием батарей острова Гельголанда, а 2 другие линейные эскадры и флотилия истребителей — у Киля в Балтийском море. К этому времени Кильский канал был углублен для прохода дредноутов, и таким образом эскадры из Киля могли присоединиться при надобности к эскадрам Северного моря. Кроме означенного Флота открытого моря, вдоль побережья Германии находился оборонительный флот крупного состава, но из устаревших уже судов. В Черное море искусно проскочили мимо английских и французских крейсеров германские крейсеры "Гебен" и "Бреслау", причинившие позже достаточно неприятностей русскому Черноморскому флоту и побережью. В Тихом океане германские суда находились частью у своей базы — Циндао, близ Киао-чао, а легкая эскадра адмирала Шпее из 6 новых крейсеров крейсировала близ Каролинских островов.

Австро-венгерский флот был сосредоточен на рейдах Пола и Катарро в Адриатическом море и укрывался за береговыми батареями от крейсеров и минных судов Антанты.

Сравнивая морские силы обеих коалиций, можно отметить следующее:

1. Силы одной Англии превосходили силу всего флота Центральных держав.

2. Большинство морских сил было сосредоточено в европейских морях.

3. Английский и французский флоты имели полную возможность действовать совместно.

4. Германский флот мог получить свободу действий только после удачного боя в Северном море, который ему пришлось бы дать при самом невыгодном соотношении сил, т.е. фактически германский надводный флот оказался запертым в своих территориальных водах, имея возможность предпринимать наступательные операции только против русского Балтийского флота.

5. Морские силы Антанты были фактическими хозяевами всех водных пространств, за исключением Балтийского и Черного морей, где Центральные державы имели шансы на успех, — в Балтийском море при борьбе германского флота с русским и в Черном — при борьбе турецкого флота с русским.

 Таблица заимствована из книги Вильсона "Линейные корабли в бою"

11 августа 1914г. Турция пропустила через проливы в Константинополь германские крейсеры "Гебен" и "Бреслау", которые вскоре были куплены турками. Получение турецким флотом этого подкрепления из Германии меняло всю стратегическую обстановку на Черном море: наличие "Гебена" более чем удваивало силы турецкого флота. "Гебен" принадлежал к числу новейших линейных крейсеров, не имея себе соперников среди русского Черноморского флота. Благодаря своему большому ходу (27 узлов) он являлся практически неуязвимым для устарелых линейных кораблей (имевших ход 16 узлов); мощность его артиллерии превосходила таковую двух "Евстафиев" (линкор Черноморского флота). Лишь вступление в строй дредноутов восстанавливало положение, но новые корабли Черноморского флота могли вступить в строй лишь через год.

, милитаризм и автократия , баланс сил , локальные конфликты, союзные обязательства европейских держав.

Итог Победа Антанты. Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. Распад Германской , Российской , Османской империй и Австро-Венгрии . Противники
Командующие
Аудио, фото, видео на Викискладе

Предыстория

Технологии

Раскрытие германского кода

19 июня 1915 года произошёл Готландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров. Был потоплен немецкий минный заградитель «Альбатрос».

Оборона Рижского залива в 1915

8 августа 1915 года немецкие силы, состоящие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив . Им противостояли броненосец «Слава », канонерские лодки «Грозящий» , «Храбрый» , «Сивуч» , минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В 4 часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. В 10 часов 30 минут броненосец «Слава » прибыл к месту боя и вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими броненосцами - «Эльзас» и «Брауншвейг». Потеряв два тральщика T-52 и T-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа минный заградитель Амур поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе.

16 августа немецкие силы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T-46 . «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами «Нассау» и «Позен» . В ночь на 17 августа германские эсминцы «V-99» и «V-100» проникли в Рижский залив. В бою с русским эсминцем «Новик » V-99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», получила три попадания и отошла к Моонзунду . 19 августа подорвался на минах и затонул немецкий эсминец «S-31», а британская подлодка E-1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке» . После этого германские силы ушли из Рижского залива.

Бой за Рижский залив 1917

12-20 октября 1917 года произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на острова

Военный флот всегда был средством защиты национальной торговли и отстаивания государственных интересов вдали от собственных границ. Во время войн эскадры противоборствующих сторон стремились получить свободу действий в морях и океанах, а также прервать связь противника с берегом. Обычно кульминацией такого противостояния являлись морские сражения, где флоты противников пытались в открытом бою разгромить друг друга. Именно так собирались действовать на море воюющие державы в 1914 году.

Главная роль отводилась линейным кораблям (линкорам), которые в предвоенное десятилетие заметно видоизменились, особенно с появлением могучих дредноутов. Первенец этого типа кораблей британский «Дредноут» имел десять 12-дюймовых орудий, но к 1914 году его по всем статьям превзошел линкор «Королева Елизавета» с восемью 15-дюймовыми пушками.

Они могли поражать цели на удалении до восьми миль, хотя, конечно, эффективность стрельбы определялась в первую очередь возможностями артиллерийской оптики. «Королева Елизавета» была замечательна еще в одном отношении - это был один из первых кораблей, энергетическая установка которого работала не на угле, а на нефти, что позволяло сократить необходимые запасы топлива на борту и повысить скоростные характеристики.

Линкоры поддерживались крейсерами, которые выполняли две основные задачи. Во-первых, они использовались для дальней разведки, а во-вторых, оберегали линейные корабли от атак миноносцев, составляющих третий важный компонент военного флота. Дредноуты, помимо возросшей огневой мощи, имели превосходство и в скорости, причем такое, что за ними не успевали крейсера, построенные ранее. Это создавало немало проблем, поэтому в 1908 году в Великобритании был спущен на воду линейный крейсер «Инвинсибл» («Неустрашимый»), быстроходное судно, по вооружению уступавшее лишь дредноутам. Для повышения быстроходности британцы часто жертвовали броней, в отличие от немцев, которые строили крейсера с усиленным бронированием.

Впоследствии англичанам не раз пришлось пожалеть о такой экономии. Однако бронированные крейсера обходились слишком дорого, к тому же Великобритании, корабли которой бороздили практически все моря и океаны нашей планеты, требовались такие суда, которые могли бы контролировать самые отдаленные морские участки. Это привело к тому, что англичане стали строить не только линейные крейсера, но и легкие, а ее примеру быстро последовали и другие державы.

Во второй половине XIX столетия была изобретена торпеда. Для того чтобы эффективнее пользоваться этим новым оружием, начиная с 80-х годов создавались легкие торпедные катера, способные развивать достаточно высокую скорость. Для того чтобы оберегать большие корабли от торпедных атак, появились эскадренные миноносцы (эсминцы), оснащенные торпедным и артиллерийским вооружением. Кроме того, эсминцы атаковали торпедами корабли противника. Линкоры и крейсера также снабжались торпедными аппаратами. Торпеды пускались и с подводных лодок, но об этом позже. Помимо артиллерии и торпед, кораблям угрожали плавучие мины. Впервые их использовали русские на Балтике в годы Крымской войны8. Затем их обильно применяли обе стороны в русско-японской войне. К 1914 году чаще всего использовались «рогатые мины», срабатывавшие при столкновении с кораблем. Мины устанавливались как с подлодок, так и с обычных кораблей, но во время войны большие минные поля создавались с помощью специальных минных заградителей. Для ликвидации этих полей применялись тральщики. Последние обычно работали парами, подрезая мины с помощью троса, натянутого между тральщиками.

Всплывшие мины расстреливались из малокалиберных орудий или пулеметов. В начале войны 1914 года корабли воюющих сторон, находившиеся в плавании, направились к своим военным базам. Великобритания, по-прежнему превосходившая другие страны по количеству кораблей, имела два флота: так называемый Большой флот, стоявший на Оркнейских островах, на базе СкапаФлоу, и Средиземноморский флот на Мальте. Отдельные британские эскадры находились в Вест-Индии и Южной Атлантике. Кроме того, Великобритания всегда могла воспользоваться услугами небольших военных флотов Австралии и Новой Зеландии. Французы, имея военно-морскую базу в Тулоне, по просьбе англичан сосредоточили свои усилия на Средиземном море.

Это позволило англичанам укрепить свои позиции неподалеку от собственных границ против германского военно-морского флота, имевшего базы в Киле и Вильгельмсхафене. Австро-Венгрия могла действовать в Средиземном море из Адриатики, но ее кораблям приходилось проходить через узкий Отрантский пролив, который несложно было заблокировать. Такая же ситуация складывалась и на Черном море, куда можно было пройти из Средиземного через узкие проливы. Российский флот, располагавший базами в Севастополе и Одессе, противостоял турецкому, действовавшему из Константинополя и Трабзона. У России имелся также флот в Балтийском море, но его деятельность была ограничена ощутимым германским присутствием в тех водах.

У Германии была также небольшая тихоокеанская эскадра на Дальнем Востоке для охраны своих островных владений и маленькой китайской колонии Циндао. Ей, однако, противостоял внушительный японский флот, большинство кораблей которого строилось в Великобритании. Великобритания надеялась запереть германский военноморской флот в Северном море, блокировав Па-де-Кале и установив патрулирование своими кораблями пространства от Оркнейских островов до побережья Норвегии. Англичане рассчитывали на то, что немцы довольно скоро выведут свои корабли из портов, чтобы дать решительный бой, но этого не случилось. Германия не собиралась рисковать своим флотом, в численном отношении уступавшим британскому. Она надеялась нанести урон британскому Большому флоту в мелких стычках, не вступая в большое сражение. Немцы также решили заминировать прибрежные воды Великобритании, чтобы ограничить там перемещения британских кораблей. Собственно, именно с этого и началась война на море. 4 августа 1914 года два британских эсминца обнаружили германский минный заградитель («Королева Луиза»), направлявшийся для минирования района устья Темзы, и потопили его. Помимо минирования территориальных вод Великобритании, немцы активно использовали свои подводные лодки для обнаружения британских кораблей. Англичане, со своей стороны, направили подлодки в Балтийское море. В Северном морс произошло несколько мелких столкновений.

Кульминацией стал рейд британских миноносцев и легких крейсеров к Гельголанду в конце августа, когда германская сторона потеряла три легких крейсера и один миноносец. Когда началась война, несколько германских кораблей находились в плавании. Среди них были крейсеры «Гебен» и «Бреслау». Первоначально им был дан приказ обстрелять Алжир, чтобы воспрепятствовать переброске французских колониальных сил во Францию. Затем планы переменились, и кораблям было велено отправляться в Турцию, но тем не менее рано утром 4 августа командующий этим соединением решил обстрелять Алжир. «Гебен» и «Бреслау» успешно выполнили эту задачу и тем самым бросили вызов военно-морским силам Антанты в Средиземном море, сумев при этом уйти от преследования.

Это случилось благодаря плохой координации действий английских и французских моряков и нерешительности их командиров. 10 августа два немецких корабля благополучно прибыли в Константинополь и присоединились к военно-морскому флоту Турции. Их новым заданием был обстрел российского побережья и нарушение судоходства на Черном море. Эти корабли причинили немало беспокойства противнику, пока сами не подорвались на минах во время боевой операции в Эгейском море в начале 1918 года. Еще более активно вдали от родных берегов действовала дальневосточная эскадра под командованием вице-адмирала графа фон Шпее. Один из кораблей этой эскадры, легкий крейсер «Эмден», в начале войны отличился в Индийском океане, потопив российский крейсер, французский миноносец и шестнадцать грузовых кораблей.

И лишь после этих подвигов он был застигнут врасплох и потоплен австралийским крейсером «Сидней» у Кокосовых островов. Остальные корабли дальневосточной эскадры получили задание препятствовать нормальному функционированию на тихоокеанских коммуникациях английского торгового флота. Два линейных крейсера и легкий крейсер под началом фон Шпее вышли с Каролинских островов, принадлежавших тогда Германии, и направились в сторону Южной Америки, сея ужас на торговых путях. Британской эскадре, стоявшей на Фолклендских островах, был дан приказ выследить фон Шпее, на помощь к которому к тому времени были высланы еше два легких крейсера. 1 ноября 1914 года между англичанами и немцами произошло сражение неподалеку от Коронеля на чилийском побережье.

Англичане, суда которых были весьма устарелой конструкции, потерпели поражение, потеряв два из четырех кораблей. Тогда из Великобритании были срочно отправлены на подмогу два самых современных линейных крейсера, и 8 декабря неподалеку от Фолклендских островов англичане взяли реванш. Четыре из пяти кораблей фон Шпее были потоплены, а единственный уцелевший легкий крейсер «Дрезден» был впоследствии выслежен и уничтожен в марте 1915 года. Так был положен конец активности германского флота вдали от своих берегов, если не считать, конечно, действий германских подлодок. Что же касается Северного моря, то там немцы решили прибегнуть к новой тактике. Вознамерившись подергать за хвост британского льва, они приступили к обстрелу английских курортов на восточном побережье.

В январе 1915 года в Северном море неподалеку от Доггер-банки произошло серьезное сражение. Перехватив радиограмму о готовящейся вылазке германских линейных крейсеров, адмирал Дэвид Битти решил действовать. Его первая эскадра из пяти линейных крейсеров обнаружила германские корабли и вступила с ними в бой. Флагманский корабль Битти «Лайон» после нескольких попаданий получил серьезные повреждения, но у германского «Зайдлица» были уничтожены две орудийные башни. Крейсер «Блюхер», также сильно пострадавший от обстрела, был вынужден сбавить ход, после чего британские корабли расстреляли его. Крейсер перевернулся и пошел ко дну, а с ним и восемьсот человек экипажа. Остальные корабли германской эскадры ретировались. Потеря «Блюхера» заставила германское командование сосредоточиться на своих подлодках, а англичане, получив передышку, смогли обратить внимание на другие регионы, в первую очередь на Дарданеллы. План отправить туда военные корабли был разработан по инициативе Уинстона Черчилля , бывшего тогда первым лордом Адмиралтейства, в ведении которого и находился Британский королевский флот. Первоначально планировалось пройти в Черное море и уничтожить там сильно докучавшие союзникам «Гебен» и «Бреслау». Когда Россия обратилась к своим западным союзникам с просьбой предпринять какие-то действия для отведения турецкой угрозы от Кавказа, Дарданеллы показались идеальным местом для операции. Пока собирались сухопутные соединения, французские и британские корабли в начале февраля 1915 года приступили к обстрелу турецких фортов, охранявших Дарданеллы. Успешному выполнению задачи препятствовали плохая погода и минные поля. На минах подорвались три линейных корабля. Получили повреждения и другие суда меньшего размера. Для ликвидации минных полей были высланы тральщики, но и они весьма пострадали от береговой артиллерии турок. Форты удалось подавить, но минные заграждения представляли собой слишком большую угрозу для больших кораблей, и потому решено было провести высадку десанта со стороны Средиземноморья. Лишь подводные лодки продолжали проникать в Черное море, да и то с большим трудом, поскольку в проливах турки устанавливали противолодочные сети.

Что касается других районов Средиземного моря, то вступление в войну Италии в мае 1915 года позволило запереть флот Австро-Венгрии в порту Пула в Северной Адриатике, хотя отдельным австрийским кораблям удавалось время от времени совершать вылазки. Кроме того, Пулу стали использовать как свою базу германские субмарины и тоже сумели добиться некоторых успехов. В начале 1916 года союзникам с помощью 120 дрифтеров и 30 моторных катеров с глубинными бомбами при поддержке эсминцев удалось установить внушительное заграждение в Отрантском проливе. Именно с помощью такой системы англичане блокировали Па-де-Кале. Однако отдельным подводным лодкам немцев и кораблям Австро-Венгрии удавалось просачиваться через эти заслоны - особенно удачно они делали это в 1918 году. В январе 1916 года командование германским военно-морским флотом было поручено адмиралу Райнхарду фон Шееру.

Он возобновил набеговые операции у берегов Англии, а затем, когда в мае немцы сократили размеры своей «подводной войны», опасаясь, что подвиги их субмарин заставят вступить в войну Америку, предложил оригинальный план, призванный помочь окружить и уничтожить отдельные части британского Большого флота. Однако плохие погодные условия привели к тому, что первоначальный план претерпел изменения. В окончательном виде он строился на том, что германские линейные крейсера появятся у норвежских берегов и поведут себя крайне вызывающе, выманивая тем самым линейные крейсера адмирала Битти с их базы Росит в Шотландии. Тогда германские дредноуты постараются уничтожить их до того, как из СкапаФлоу смогут подойти основные британские силы под командованием сэра Джона Джеллико.

Операция была назначена на 31 мая. Из перехваченной радиограммы сэр Джон Джеллико сделал вывод, что немцы что-то замышляют. Тогда он решил упредить их. Он приказал адмиралу Битти встретиться с его кораблями Днем 31 мая возле входа в пролив Скагеррак, отделявший датскую Ютландию от Норвегии. Знаменательно, что несшие дозор немецкие подлодки упустили из вида, что практически весь Большой флот вышел в море. Немцы сами вышли в море рано утром 31 мая. Впереди, примерно в 50 милях от основной массы кораблей, шли линейные крейсера адмирала Хиппера. Корабли Битти подошли к месту встречи первыми и вступили в сражение с крейсерами Хиппера.

Быстро выяснилось превосходство немецкой артиллерии, прежде всего благодаря стереоскопическим дальномерам. Четыре из шести кораблей Битти получили серьезные повреждения, а один взорылся и затонул, после того как снаряд угодил и его орудийный погреб. Вскоре подошли линкоры Битти и начали обогрев кораблей Хиппсрл, которые, однако, выстояли и сумели потопить еше один линейный крейсер. Обе стороны пустили в ход эсминцы, которые предприняли торпедные атаки не принесшие, впрочем, успеха Наконец подошли и основные кораб.ш немцев, после чего Битти велел отходить на северо-запад, в сторону кораблей Джеллико.

Поначалу, правда, ему не удалось предупредить своего командира о том, что происходит, потому что его сигналы были неверно поняты. Однако фон Шеер, в распоряжении которого было шестнадцать линкоров против двадцати четырех британских, стал преследовать Битти, не зная, что навстречу идут корабли Джеллико. Было уже 18.30, и Джеллико, узнав о приближении фон Шеера, решил изменить курс, чтобы отрезать его корабли от базы. Линкоры англичан и немцев стали обстреливать друг друга, и хотя германская артиллерия в целом была выше классом, вскоре стало сказываться количественное превосходство британских пушек. Сознавая опасность, которую представлял собой флот Джеллико, фон Шеер сначала решил возвращаться домой, развернув свои корабли на сто восемьдесят градусов. Но затем он взял курс на восток, возможно, намереваясь успеть пройти в Скагеррак, опередив британские корабли, которые шли параллельным курсом.

Однако фон Шеер недооценил ходовые качества британских кораблей, и быстро выяснилось, что нового столкновения не избежать. Англичане снова открыли огонь, и тогда в отчаянии фон Шеер пустил вперед эсминцы с торпедами. Торпедные атаки и на сей раз не нанесли урона кораблям противника, но все-таки несколько охладили пыл Джеллико. Фон Шеер снова приказал сделать разворот на сто восемьдесят градусов, и его корабли ускользнули в наступивших сумерках. Джеллико, правда, пустился в погоню, стреляя вдогонку с довольно большого расстояния, но в сгущающейся темноте делалось все труднее держать прицел. Тем не менее ему удалось потопить два легких крейсера, потеряв при этом один собственный. Наконец в атаку пошли британские эсминцы. Им удалось потопить линкор «Поммерн». Еще один германский военный корабль подорвался на британской мине, но в целом фон Шееру удалось достойно покинуть поле сражения. Британские корабли пострадали сильнее германских. Германская артиллерия, помимо более совершенных дальномеров, обладала снарядами, пробивавшими броню и лишь потом взрывавшимися.

Германские корабли были лучше приспособлены для морских сражений, так как обладали хорошей броней и водонепроницаемыми отсеками. Это, правда, приводило к более спартанским условиям жизни экипажей, но во время стоянок в портах моряков переводили в казармы. После того как германский флот оправился после урона, понесенного в Ютландском сражении, в августе 1916 года корабли фон Шеера предприняли еще одну вылазку в Северном море и чуть было не оказались окруженными британскими кораблями так же, как и в предыдущем случае, хотя на сей раз обошлось без орудийных залпов. После этого германские военные корабли больше находились на своих базах. Таким образом, Джеллико хотя в тактическом отношении и уступил в Ютландском сражении, но одержал решающую стратегическую победу: германский флот уже не предпринимал боевых операций. Вместо этого немцы сосредоточились на своем подводном флоте, который уже успел показать свою способность влиять на ход войны.

К 1914 году идея подводной войны насчитывала уже не одно столетие. В далеком 1778 году американец Дэвид Бушнелл сконструировал способный находиться под водой аппарат «Черепаха», с помощью которого он попробовал потопить британский военный корабль. Первая современная субмарина была сконструирована еще одним американцем, Джоном Холландом. Его подводная лодка «Холланд-VIIl» с экипажем из семи человек и одним носовым торпедным аппаратом поступила на вооружение военно-морского флота США в 1903 году. Примеру американцев последовали и другие ведущие морские державы, и к 1914 году подводная лодка стала распространенным и эффективным средством ведения войны. Подводные лодки могли проводить разведку, ставить мины и топить неприятельские корабли.

С самого начала войны все три задачи выполнялись субмаринами самым активным образом. 22 сентября 1914 года были продемонстрированы возможности этого типа судов во всей своей мрачной полноте. Одна-единственная германская подлодка неподалеку от берегов Дании в течение часа потопила три британских линкора старого образца, что унесло жизни 1400 моряков. Вскоре, однако, выяснилось, что главную опасность субмарины представляют не столько для военного, сколько для торгового флота. Это стало особенно ясно в связи с таким понятием, как торговая блокада, когда успех войны во многом зависел от умения одной воюющей стороны не допустить поступления импортируемых товаров в страну-противницу. Это, в свою очередь, наносило серьезный удар по экономике блокируемого государства, порой приводя к нехватке продовольствия. Традиционный способ осуществления блокады состоял в том, что корабли противника задерживались и препровождались в порт, где грузы конфисковывались. В 1914 году Великобритания обладала таким преимуществом на океанских просторах, что в течение нескольких месяцев деятельность германского торгового флота оказалась почти полностью парализованной, если не считать перевозок в Балтийском море. Поэтому немцам пришлось рассчитывать на торговые суда нейтральных стран, а также на довоенные международные договоры.

Согласно таковым лишь отдельные виды товаров могли считаться контрабандой. Кроме того, захват торгового судна нейтральной страны мог быть оправдан лишь тогда, когда оно следовало в порт противника. В ответ на это англичане заставляли продавать им грузы в принудительном порядке, после чего разрешали перехваченному кораблю следовать дальше. Это позволяло избежать человеческих потерь и давало судовладельцам определенную компенсацию. Немцы, со своей стороны, были лишены возможности устроить ответную торговую блокаду Великобритании. Зато они могли атаковать торговые суда Антанты и топить их при условии, что будет гарантирована жизнь членам экипажа. Для торговых перевозок немцы стали привлекать военные корабли или снабженные орудиями торговые суда, но довольно быстро противники их обнаруживали и уничтожали. У Германии осталось одно эффективное оружие - подводная лодка. Правда, здесь сразу же возникли определенные осложнения. Подлодки не могли, например, отконвоировать захваченное судно в гавань, и на них нельзя было разместить экипаж подбитых кораблей противника, так чтобы пленным была гарантирована безопасность. Они могли только приказать экипажу сесть в спасательные шлюпки и затем уже пустить ко дну корабль, расстреляв его по возможности из орудий и сэкономив торпеды. Примерно с октября 1914 года немцы стали придерживаться именно таких методов.

Однако капитан подводной лодки шел на известный риск, когда отдавал команду на всплытие. Поскольку у Германии к концу 1914 года действовало всего двадцать восемь подлодок и их берегли как зеницу ока, немецкие адмиралы утверждали, что единственный способ ответить на блокаду англичан - это атаковать их торговые суда из-под воды и без предупреждения. Германское правительство и сам кайзер Вильгельм поначалу противились этому, но после поражения у Доггер-банки в январе 1915 года были вынуждены уступить. Уже в феврале Германия объявила о том, что начинает неограниченную подводную войну у берегов Британии и Ирландии.

Немцы, но их заверениям, не собирались топить суда под нейтральными флагами, но вместе с тем не могли гарантировать их безопасность, тем более что капитанам были даны инструкции в первую очередь заботиться о сохранности вверенных им субмарин. Немцы, впрочем, очень надеялись, что такого предупреждения будет достаточно, чтобы отбить охоту у нейтральных судов заходить в британские иолы. Поначалу эта кампания не приносила сколько-нибудь ощутимых результатов, поскольку малочисленность подводного флота Германии означала, что лишь две-три подлодки могут одновременно проводить операции против торговых судов. Кроме того, появление противолодочных сетей и охота за немецкими подлодками надводных судов привели к тяжелым потерям. Только в марте были уничтожены три германские субмарины. В мае, однако, произошло событие, оказавшее серьезное воздействие на ход подводной войны. I марта пассажирский лайнер «Лузитапия» пароходства «Кунард» отправился из Нью-Йорка в Ливерпуль. В тот же день в нью-йоркских газетах появилось предостережение - суда под британским флагом рискуют быть потопленными. Шесть дней спустя к юго-западу от Ирландии лайнер был подорван однои-единственной торпедой, выпущенной с немецкой подлодки U-20.

Из двух тысяч пассажиров «Лузитании» утонули тысяча двести, в том числе 128 американцев. Потопление «Лузитании» вызвало волну общественного негодования как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах, где до этого, напротив, выражали недовольство обращением англичан с нейтральными судами. Тем не менее на «Лузитании» находился запрещенный груз - взрывчатка и боеприпасы. Хотя на ней не имелось орудий, она сохранила специальные опоры для их установки и поэтому официально считалась торгово-военным судном. Гибель «Лузитании» вызвала прилив антигерманских настроений в Америке, но вместе с ними и убеждение, что война ведется нецивилизованными методами.

Как выразился тогдашний президент США Вильсон, «чувство собственного достоинства не позволяет Америке принять в этой войне участие». Итак, к концу 1915 года подводная война потихоньку стала сходить на нет, поскольку лишь незначительное количество подводных лодок могло быть использовано одновременно. И хотя в ходе кампании было потоплено 1,3 миллиона тонн грузов и две трети из них принадлежали Великобритании, это все же не нанесло серьезного ущерба ее торгово-грузовым операциям. Однако 24 марта 1916 года торпедой был потоплен британский пароход «Сассекс», совершавший рейсы между Великобританией и континентальной Европой, и при этом погибло еще больше граждан США, чем при потоплении «Лузитании». Это вызвало гораздо более жесткую реакцию американского правительства. Было заявлено, что если Германия не прекратит подобной практики, то США будут вынуждены разорвать с ней дипломатические отношения.

Опасаясь, что это может привести к вступлению США в войну, немцы свернули операции, и товарно-грузовые потери Великобритании резко уменьшились. Германия же усилила свою активность в Средиземном море, где плавало гораздо меньше американских кораблей. В течение этой «неограниченной подводной войны» немецкие лодки брали на борт не больше восьми торпед и потому весьма экономно их расходовали. 80 процентов потопленных судов становились жертвами артобстрелов, и поэтому экипаж, как правило, успевал эвакуироваться в шлюпках. Принимая это во внимание, англичане в 1915 году применили новую тактику борьбы с подлодками с использованием судов-ловушек. Внешне это были самые обыкновенные торговые суда, специально появлявшиеся в районах, где действовали германские подлодки.

Когда подводная лодка всплывала, экипаж такого судна изображал панику и даже делал попытки спустить на воду шлюпки. Но одновременно к бою готовились замаскированные орудия, и из них открывался огонь по подводной лодке. Такие суда поначалу действовали в высшей степени эффективно, но к 1917 году командиры подлодок научились их распознавать. В августе 1916 года, когда было решено оставить крупные немецкие военные корабли в портах, вопрос о подводной войне снова стад на повестку дня у военно-политического руководства Германии. Британская блокада Германии делалась все более суровой, попытки обескровить французскую армию под Верденом не принесли успеха, после сражения на Сомме военная мощь самой Германии явно пошла на убыль. Но производство подводных лодок нарастало, поэтому увеличилось и количество потопленных ими кораблей противника, особенно во второй половине 1916 года.

По убеждению представителей германского военноморского командования, при достаточном количестве подлодок можно нанести такой урон британской торговле, что англичане быстро запросят мира. Однако существовал один фактор, который не позволял принять окончательного решения на этот счет. В течение всего 1916 года президент США Вильсон активно зондировал почву, пытаясь выяснить, не сможет ли он стать посредником в примирении воюющих сторон. В ноябре 1916 года в США должны были состояться президентские выборы. От их исхода зависело многое, в том числе и отношение США к германским условиям заключения мира. Вильсон был переизбран президентом, но только в конце декабря он дал ясно понять, что его не устраивают германские предложения. Поэтому в начале января 1917 года Германия начала тотальную подводную войну, уже не щадя и корабли под нейтральными флагами. В начале этой новой кампании, которая стала разворачиваться с 1 февраля 1917 года, в распоряжении Германии было около 110 подводных лодок. Они подразделялись на два типа - дальнего радиуса действия (океанские), базировавшиеся в германских портах на Северном море, и ближнего действия, пользовавшиеся базами в Бельгии. Англичане, помимо судов-ловушек, заметно утративших свою эффективность, противолодочных сетей и надводных кораблей-охотников, начали применять новую военную технику.

Появились гидрофоны, способные устанавливать появление подлодок по шуму их двигателей под водой. Стали использоваться также и радиопеленгаторы, определявшие местонахождение подлодки по ее радиосигналам. Кроме того, с надводных судов сбрасывались специальные бомбы, взрывавшиеся на заданной глубине, хотя объемы их производства были недостаточными. Против подлодок также использовались обычные мины, но они не отличались высоким качеством, и лишь летом 1917 года на вооружение была принята более эффективная мина типа «Н». Англичане разработали новый вид противолодочного судна - сторожевик, имевший небольшую осадку. Поначалу он использовался в качестве судна-ловушки.

Все чаше и чаше применялась авиация. Гидросамолеты10, в том числе и «летающие лодки», атаковали субмарины с помощью торпед, бомб и пулеметов. Дирижабли с дальностью полета до 1500 миль, способные находиться в воздухе до 50 часов, использовались для установления местонахождения подлодок, хотя для атак они не годились в силу плохой маневренности. Однако несмотря на все эти методы и средства противолодочной борьбы, немецкие подводные лодки потопили в феврале и марте не менее пятисот кораблей, а численность нейтральных судов в Северном море сократилась на три четверти. У некоторых командиров подлодок имелись внушительные списки побед, и лидером тут был Арнольд де ла Пьер, на счету которого к концу войны оказалось 195 потопленных судов.

Показатели англичан в борьбе с подводными лодками были гораздо скромнее. Успех подводной войны не в последнюю очередь объяснялся тем, что со стапелей в Германии стали сходить субмарины, имеющие на борту в два раза больше торпед, чем их предшественницы. Отчасти дело было и в изъянах стратегии Британского королевского флота. Когда британские патрульные корабли прочесывали основные морские пути, германские подлодки тихо выжидали в стороне, а когда патрули проходили, нападали на очередную жертву. Если бы немцам удалось топить торговые суда такими же темпами, то очень скоро в Британии возникли

бы проблемы с продовольствием и пришлось бы вводить карточки. В сочетании с тупиковой ситуацией на Западном фронте весной 1917 года это создавало мрачные перспективы и для Франции, и для Великобритании. Но, как говорится, нет худа без добра. Два дня спустя после начала нового витка подводной войны президент США Вильсон осуществил свои угрозы годичной давности: он разорвал дипломатические отношения с Германией. А через два месяца, 6 апреля, он объявил Германии войну. Теперь в борьбу с германскими подлодками мог включиться американский флот. И все же само по себе наличие кораблей, самолетов и дирижаблей еще не решало всех проблем.

Требовалась новая концепция противолодочной войны. Ключ от проблемы германских подлодок был найден в тактике, которую, впрочем, применяли на флоте не одно столетие. В прежних войнах торговые суда обычно собирали в караван, который под конвоем военных кораблей отправлялся в путь. Однако Британский королевский флот отвергал такой подход по трем причинам. Такие караваны приходилось довольно долго собирать, военные корабли выполняли только защитные функции, и, наконец, скопление большого количества судов только

провоцировало массированные атаки подлодок. Примерно те же доводы выдвигали и представители американского ВМФ. Тем не менее в конце апреля перед лицом нарастающих потерь торговых судов решено было прибегнуть к конвоированию. Разумеется, на это ушло немало времени, но результаты превзошли все ожидания. Из восьмисот судов, проведенных с помощью конвоев в июле и августе 1917 года, было потеряно лишь пять. В сентябре было потоплено десять германских подлодок - впервые больше, чем ежемесячно вводилось немцами в строй. Тактика военных конвоев способствовала резкому уменьшению числа потерь кораблей и в Средиземном море.

Но американцы и англичане на этом не остановились и начали устанавливать гигантское минное поле - северный минный заслон от Оркнейских островов до норвежского побережья, создавая большие сложности для немецких подводных лодок, пытающихся проникнуть в Атлантику. Этот грандиозный проект был приведен в исполнение за восемь месяцев, с марта по октябрь 1918 года, и потребовал 70 ООО мин новейшей конструкции. Кроме того, в апреле 1918 года англичане провели любопытную операцию, целью которой было не дать немцам пользоваться портом Зебрюгге на бельгийском побережье. Для этого потребовалось затопить старый крейсер так, чтобы он загородил узкий проход в гавань. Это было проделано весьма искусно, хотя не

столь результативно, так как подводным лодкам удавалось все же обходить эту преграду. Все предпринятые союзниками меры способствовали значительному уменьшению того урона, который они несли от германских подлодок, хотя до самого конца войны потери торговых судов все же продолжались. Но блокада, устроенная ими государствам германо-австрийского блока, делалась все более жесткой.

В довершение ко всему 1917 год оказался в Германии неурожайным, а доступ к украинской пшенице она получила слишком поздно. В стране началась острая нехватка продовольствия и других жизненно важных товаров, что способствовало росту недовольства и антивоенных настроений как в Германии, так и в Австро-Венгрии.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Небесная сфера. Кульминация светил. Вид звездного неба на различных географических параллелях Что называется кульминацией светила
Фотографии и видео из рио-де-жанейро
Уимблдонский турнир: история, описание, традиции Кто в финале уимблдона у мужчин