Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рождественский пост — время для усиленной молитвы и покаяния. Ищем: что читать в Рождественский пост Что нельзя делать в Рождественский пост

Очищение души является неотъемлемой частью поста. Молитвы на начало Рождественского поста помогут вам облегчить тяготы воздержания и очиститься от грехов.

В 2018 году Рождественский пост начнется 28 ноября. В этот период православные верующие готовятся к встрече Рождества Христова, воздерживаясь от развлечений и любимых блюд. Однако без духовного очищения пост приравнивается к обычной диете, поэтому эксперты нашего сайта предлагают вашему вниманию самые сильные молитвы на начало Рождественского поста.

Чтобы воздержание не было тяжелым, необходимо начать первый день Рождественского поста с молитвы. Обратиться к Господу и святым нужно утром 28 ноября.

«О, Господи и Святые! Защитите меня от чревоугодия, очистите душу мою от грехов. Желаю принять дары Ваши и вкушать их, дабы достигнуть единения с силами Небесными. Аминь».

Прежде чем произнести молитву, необходимо прочитать молитвенный текст «Отче наш». В этом случае ваше обращение обязательно будет услышано.

Молитва Божией Матери

При помощи молитвы Пресвятой Богородице вы сможете воздержаться от соблазнов и очистить душу от грехов. Обращаться к Божией Матери можно как в храме, так и у себя дома, а поможет вам в этом эффективная молитва.

«О, Пресвятая Богородица, Владычица наша. Стань нашей защитницей перед Господом Богом, попроси его простить нам грехи и помыслы злые. Призываю Тебя на помощь и молю Тебя о поддержке. Пошли мне терпение и убереги меня от соблазнов. Аминь».

Помолитесь Пресвятой Богородице, и тогда воздержание не будет таким сложным. Желательно произносить молитву перед трапезой и после еды.

Чтобы уже следующий день поста стал более легким, необходимо обратиться к святым вечером 28 ноября:

«Благодарю Тебя, Иисус Христос, что даришь нам блага земные. Избави нас от искушений, очисти помыслы наши, помоги справиться с трудностями. Ниспошли нам свое благословение и прости нас за грехи наши. Аминь».

Чтобы период воздержания прошел для вас как можно легче, необходимо заручиться поддержкой святых. В этом вам помогут специальные молитвы на Рождественский пост.

Молитва в рождественский пост перед едой

Обращение к Богу перед едой призвано напомнить о духовной составляющей поста. Нужно прочитать хорошо известную всем молитву «Отче наш»:

Отче наш, сущий на небесах! Да светится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и избави нас от долгов наших, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо сила и воля Твоя во веки веков. Аминь.

Тем, кому воздержание дается особенно тяжело, можно дополнить молитву такими словами:

Даруй мне, Господи, защиту от пресыщения и чревоугодия, позволь мне принять благостные дары Твои, дабы, вкусив их, укрепился я духом и телом и служил бы во славу Твою.

Молитва после еды

После еды читается благодарственная молитва. Несмотря на скромность постной пищи, необходимо поблагодарить Господа за то, что у вас есть возможность ее вкушать.

Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас.

Полное собрание и описание: молитва во время поста рождественского для духовной жизни верующего человека.

По теме

Рождественский пост: Как правильно молиться и поститься (видео)

Рождественский пост – один из самых длительных и последний в уходящем году, продлится до Сочельника. На протяжении 40 дней постящимся запрещается употребление мясных и молочных продуктов. Остальные его правила не такие строгие, как во время Великого поста. Подробно о том, каким должно быть питание в Рождественский пост, особенности и традиции говения перед Рождеством, рассказывают Нескучные новости со ссылкой на Styler.

Традиции в Рождественский пост: история и особенности

Издавна пост накануне Сочельника для верующих продолжался 7 дней. Однако, в начале ХI века произошла церковная реформа, и константинопольским патриархом было приято решение увеличить длительность Рождественского поста до 40 дней.

В народе этот пост называли Филипповкой (в день перед началом Рождественского поста почитается память апостола Филиппа). Также известно его название – Корочун. Крестьяне считали Рождественский пост благодарностью Господу за собранный урожай.

Как и для любого говения, церковь устанавливает определенные правила употребления пищи в Рождественский пост. Со всей строгостью их соблюдают монахи, для мирян возможны некоторые послабления. Однако, стоит помнить, что пост не является диетой. Это время для духовного очищения перед великим праздником, когда помимо ограничений в еде, необходимо ежедневно молиться и просить покаяния.

Блюда на Рождественский пост: как питаться по дням

Питание в Рождественский пост достаточно разнообразное. Несмотря на то, что мясо, яйца и молочные продукты есть нельзя, в рационе постящегося в определенные дни допускается рыба, масло, красное вино. Всего в календаре питания выделяется три различных по строгости периода.

С 28 ноября, когда начинается Рождественский пост, и до 19 декабря по понедельникам средам и пятницам – блюда без масла, во вторник, четверг и выходные дни – горячие блюда с добавлением растительного масла и рыба.

4 декабря, в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы, допускается бокал красного сухого вина. Также вино и рыбу разрешено употреблять в пищу в праздник Николая Чудотворца (19 декабря).

С 20 декабря до 2 января в понедельник, среду и пятницу – сухоядение. По вторникам и четвергам- горячие постные блюда с маслом. В субботу и воскресенье – пища с растительным маслом и рыба. Бокал вина можно выпить 1 января.

Самый строгий период Рождественского поста начинается со 2 января и длится до Сочельника. В понедельник и среду – сухоядение, во вторник и четверг – горячие блюда без масла.

В пятницу, 6 января, по правилам нужно воздерживаться от пищи до появления в вечернем небе первой звезды. Разговляться следует начинать с сочива (традиционное блюдо из риса или пшеницы). Постные блюда в Рождественский пост можно готовить из сезонных овощей, варить на воде любые каши, печь постный хлеб, также можно есть сухофрукты, мед и орехи.

Рецепт вкусных постных котлет из цветной капусты разнообразит меню в дни, когда в пищу допускается добавлять растительное масло:

Икра из свеклы и капусты – альтернатива салату во время Рождественского поста:

Знакомый всем винегрет также является постным блюдом. Очень вкусный и необычный рецепт салата с добавлением шампиньонов и фасоли.

Пост – это не повод отказываться от десертов. Вкусный и полезный рецепт гранолы полностью соответствует правилам Рождественского поста.

В рыбный день поста можно приготовить рыбный пирог с луком и рисом.

Молитвы во время Рождественского поста

Период поста, прежде всего, – время духовного очищения, обязательным руитуалом которого является молитва с чистым сердцем и покаяние. Также церковь в эти дни рекомендует читать Священное Писание.

“Вечный и милостивый Боже, прости мне грехи, сотворенные мною делом, речью или мыслью. Дай, Господи, смиренной душе моей очищение от всякой скверны. Ниспошли мне, Господи, в ночи спокойный сон, дабы утром я вновь послужил пресвятому Твоему Имени. Избавь меня, Господи, от суеты и лихих помыслов. Яко есть сила и Царствие Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Молитва в Рождественский пост после приема пищи:

“Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго твоего Царствия, но яко посреде учеников Своих пришел еси, Спасе, мир дай им, прииди к нам и спаси нас. Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как Ты посреди Своих учеников пришел, посылая им мир, приди к нам и подай нам спасение”.

Начало Рождественского поста 28 ноября: традиции, обычаи и молитвы

Ежегодно к великому празднику Рождества Христова верующие готовятся заранее, очищая душу и тело. Чтобы не разгневать Святых и избежать серьезных трудностей в жизни, необходимо не только соблюдать Рождественский пост, но и чтить его традиции и обычаи.

К прекрасному празднику Новому году люди начинают готовиться заранее. Все знают, что за ним последует великое религиозное событие - Рождество Христово. Этот день - один из самых важных для христианских верующих. Люди вспоминают о рождении чудесного Младенца Иисуса Христа. Сейчас его личность вызывает множество споров, но для прихожан православной церкви он всегда считался Спасителем, который умер за грехи человечества.

Главное правило важнейших православных праздников - соблюдение поста. Рождество не является исключением, и за 40 дней до праздника верующие начинают активно готовиться к нему. В этот период люди очищают не только тело, но и душу, и в этом помогает сильная молитва. Традиции являются неотъемлемой частью Рождественского поста, и необходимо им следовать.

Традиции и обычаи Рождественского поста

Цель Рождественского поста заключается в духовном и физическом очищении перед Рождеством. Поэтому в этот период необходимо полностью исключить из рациона пищу животного происхождения, а также заниматься богоугодными делами и ежедневно произносить молитвы.

Меню Рождественского поста довольно строгое. Помимо мясных продуктов, необходимо полностью исключить алкоголь и рыбу. Однако православная церковь разрешает употребление небольшого количества красного вина и рыбных блюд в праздничные дни.

Несмотря на ограничения в еде, в первый день поста верующие накрывали стол, но перед тем, как приступить к трапезе, произносили молитву и благодарили Бога за его щедрость и доброту.

В первый день Рождественского поста и в само Рождество христиане готовили кутью. В древние времена считалось, что это традиционное рождественское блюдо, которое обязательно должно присутствовать на столе. Однако в пост было разрешено подавать только «бедную» кутью, которая готовилась на воде.

Помимо кутьи, в последний день поста на стол обязательно подавали компот и блины, которые также готовились на воде. Было принято угощать колядующих, чтобы привлечь в дом достаток.

По выходным разрешено готовить пищу с растительным маслом, но желательно делать это как можно реже.

В этот период верующие посещают церковь чаще, чем обычно. Это одно из главных правил духовного очищения.

Чтобы привлечь богатство, во время Рождественского поста женщины и девушки ходили в гости друг к другу, где занимались рукоделием, пряли пряжу, при этом приговаривая:

«У ленивой хозяйки нет рубахи и денег не будет. Чем больше я напряду, тем больше богатства получу».

Считалось, что женщина, которая изготовит больше изделий из пряжи, будет самой богатой.

Во время поста было запрещено жениться и выходить замуж, поэтому пары старались сделать это до его наступления.

Канун Рождественского поста совпадает с датой памяти апостола Филиппа, поэтому пост также называют Филипповым. Считалось, что с этого дня волки подбираются близко к избам, поэтому люди с 27 ноября начинали строить и чинить заборы, чтобы уберечь себя и своих близких от хищников.

В первый день поста принято заниматься благотворительностью и угощать бездомных. Если следовать этой традиции, то следующий год станет удачным.

Согласно церковному обычаю, в канун Рождества нельзя есть весь день до появления первой звезды. Этот обычай связан с историей о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила о рождении чудесного Младенца.

Ежедневная молитва на Рождественский пост

Рождественский пост без молитвы - просто диета. Если вы хотите достигнуть единения с Богом и очистить свою душу от грехов, необходимо каждый день произносить молитву.

«Владыка Небесный, услышь же мою молитву. Очисти душу мою грешную, избавь меня от зла непростительного. Прошу Тебя, стань моим помощником и защитником, а я останусь вечным слугой Твоим. Помоги мне, Боже, да благослови меня. Аминь!».

Молитву необходимо произносить ежедневно в период Рождественского поста, желательно перед сном.

Молитва в первый день Рождественского поста

Первый день Рождественского поста считается одним из самых важных. Утром 28 ноября, сразу после пробуждения, произнесите:

«Пост Рождественский начинается, душа и тело мои очищаются. Молюсь Тебе, Всевышний, и прошу избавить меня от зла и помыслов недобрых. Дай мне силы выдержать испытания тяжелые. Да пошли мне благословение свое. Аминь».

Эта молитва придаст вам сил, чтобы вы могли соблюдать Рождественский пост в соответствии со всеми правилами.

Молитва перед едой

Пост подразумевает лишь ограничения в еде, но не голодание. Чтобы прием пищи был полезен не только для вашего тела, но и для души, перед началом трапезы произнесите:

«Благодарю Тебя, Боже, за подаренные блага. Пускай всегда мой стол будет таким же богатым, со всеми изысками. Благослови пищу нашу молитвами. Аминь».

Молитву необходимо произносить перед каждым приемом пищи. Во время Рождественского поста запрещено ругаться за столом и делиться негативными новостями и воспоминаниями, иначе ваши молитвенные обращения потеряют свою силу.

Молитва после еды

Молитва после еды необходима для того, чтобы отблагодарить Бога за еду на вашем столе. После завершения трапезы, не вставая из-за стола, произнесите:

«Господь Бог, Защитник и Спаситель наш. Благодарим тебя за то, что насытил нас. За стол богатый. За внимание Твое. Услышь слова наши да благослови нас. Аминь».

Никогда не выкидывайте еду, которая осталась на столе. Желательно оставить ее на потом или отдать бедным. Выкидывая пищу из дома, вы отпугиваете благополучие.

В Рождественский пост важно правильно спланировать рацион питания. Сильные ограничения в пище могут навредит вашему организму. Чтобы этого не случилось, узнайте рецепты постного меню. С их помощью вы сможете каждый день питаться вкусно и полезно без вреда для здоровья. Пусть ваши желания всегда исполняются, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Успение Пресвятой Богородицы: молитвы о помощи и защите

Успение Пресвятой Богородицы - единственный праздник в честь блаженной и благочестивой Девы Марии. Именно в этот день молитвы, обращенные.

Молитвы в день начала Рождественского поста

Рождественский пост - время духовного роста и очищения от грехов. Молитвы на начало поста помогут каждому верующему правильно подготовиться.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября: традиции и приметы Крестовоздвижения

Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте традиции и приметы.

Рождество Богородицы: история, традиции и приметы праздника

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, - один из важных православных праздников. С этим торжеством связаны.

Рождественский пост в 2017 году: календарь питания по дням

В Рождественский пост необходимо придерживаться строгих ограничений в пище. С помощью календаря питания вы сможете правильно распланировать свой рацион. Также.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ (молитвы,тропарь,рецепты)

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

Празднованию Рождества Христова, построенному по образу празднования Пасхи, предшествует сорокадневный пост, получивший наименование Рождественского поста. Порой его называют Филипповым постом, так как заговенье на Рождественский пост приходится на 14 ноября (27 ноября по новому стилю), в день памяти апостола Филиппа.

Такой запас давал возможность жить семье без лишней суеты, правильно планировать распорядок дня, недели, сезона, чтобы выделять время и для домашней молитвы, и для посещения церковных богослужений. Продукты, которые всегда были под руками, позволяли нашим предкам быть гостеприимными и хлебосольными хозяевами, помогать нуждающимся, давать приют странникам, паломничавшим по святым местам, и снабжать их продуктами на дальнейшую дорогу.

БЛЮДА К ФИЛИППОВСКОМУ СТОЛУ

Ниже приводятся рецепты приготовления блюд для филипповского стола.

Рождественский пост – грибной суп с рисом.

Рождественский пост - время для усиленной молитвы и покаяния

Работа, семья, быт, проезд в общественном транспорте, развлечения - все это требует времени. И как-то так получается, что некогда молиться, посещать храм - думать о будущей жизни. Но проснуться от этого кошмара действительности и достойно подготовиться ко приходу Христа в мир поможет Рождественский пост.

Это - время для усиленной молитвы и покаяния. Думаем ли мы об этом или, наоборот, отгоняем от себя такие мысли - но каждому человеку рано или поздно придется умереть. Это не страшилка, а ожидающая всех действительность.

Бояться здесь надо только того, что можно отойти в вечность без покаяния, с бременем грехов за плечами. Чтобы этого не случилось, человеку нужно быть постоянно «на страже». Пост - время усиленного надзора за собственной душой. Поститься - это не только соблюдать ограничения в питании, а и возможность «обуздать» свои страсти, очиститься покаянием, подумать не о временном, а о вечном.

Время покаяния

Это сложный духовный процесс, который открывает человеку видение собственных грехов и желание от них избавиться.

Я раскаялся в содеянном, - говорит человек. Он имеет в виду то, что больше к конкретному слову или поступку он не хочет возвращаться. В греческом языке покаяние звучит как «метанойя». Дословно оно переводится как «перемена ума». То есть человек не просто замечает свои грехи, но и хочет избавиться от них. Они мешают ему спасаться.

Вот представьте человека, у которого на пальце ноги заноза. Он не может нормально обуться и пойти в храм, стать на молитву. Через несколько дней палец может воспалиться, если вовремя не вытащить занозу, может пойти нагноение. Ничего не напоминает? Заноза, как грех, мешает человеку идти к Богу. Если вовремя от него не избавиться, может пойти сильнейшее воспаление.

Человек не может молиться, не может думать о своем спасении, потому что мысли его сконцентрированы на душевных занозах: как заработать побольше, где отдохнуть, где повыгоднее купить, что повкуснее приготовить. Все это очень быстро вытесняет мысли о смысле человеческой жизни - спастись. Именно для такого человека Рождественский пост может стать духовным возрождением.

Надо приложить усилия, чтобы вытащить занозу, а если уже пошло нагноение, то желательно обратиться к врачу.

Так и грешному человеку, которому тяжело справиться со своими недугами, нужно призвать на помощь Врача. Дальше будут слезы, раскаяние и духовное прозрение. Чем больше человек кается и духовно меняется, тем больше грехов он видит.

Молитва и внимательность к людям

Рождественский пост - отличный период для духовного прозрения. Умеренное ограничение в пище (без фанатического истощения организма, когда уже ни на что нет сил), молитва, чтение Священного Писания и духовной литературы, размышление над прочитанным должны занять важное место в расписании православного христианина.

Но это совсем не значит, что надо позабыть обо всех жизненных вопросах: перестать готовить, стирать, собирать детей в школу, проявлять заботу в отношении к родным, а вместо общения с близкими побыстрее бежать в свою «келью» читать молитвы. Молитва - это не только шептание заученных слов. Важно постоянно помнить о Господе и искать Его волю. К людям важно проявлять любовь и заботу, ведь в каждом человеке - отпечаток Божий.

Не зря Иоанн Богослов пишет:

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

Поэтому надо быть внимательными, заботливыми, помогать друг другу. Именно такой пример нам подает Спаситель.

В пост важно внешне не показывать своего «благочестия», это время покаяния, но только не показного, а искреннего, внутреннего, глубокого. Сам Христос говорит, что не надо быть мрачным и унылым, чтобы все видели, что вы несете «подвиги поста». Бог видит все, и за тайное он воздаст явно.

Так что особенности питания, молитвенное правило, исповедь, посещение богослужений - это тайна, о внутренней сути которой знаете только вы и Бог.

Терпение скорбей

То, что происходит внешне, видят не только люди, но и бесы. Если вы радуетесь во время церковных служб, то они пытаются похитить эту радость, если лучше понимаете написанное в Евангелии, они пытаются отвлечь вас греховными мыслями. Это только некоторые искушения.

Кстати, о последних. Приготовьтесь к тому, что во время Рождественского поста вокруг вас будут происходить непонятные вещи: даже спокойные люди начнут ссориться, родные перестанут понимать, одновременно обозлятся водители в маршрутках, продавцы в супермаркетах, «случайный» прохожий выругается. Это может звучать как преувеличение, но в пост действительно возможны разные испытания.

Почему так? Чем больше шагов навстречу Богу вы делаете, тем больше попыток вернуть вас обратно делают лукавые духи. Кроме того, путь спасения невозможен без терпения скорбей. Откройте житие любого святого - и вы найдете массу примеров беспричинной клеветы на него, унижений, непонимания со стороны родных, болезней и так далее.

Иоанн Предтеча претерпевал всевозможные скорби и был обезглавлен - его главу на блюде попросила дочь Иродиады за прелестный танец. Великомученица Варвара погибла от руки отца-язычника. Преподобный Пимен Многоболезненный был парализованным, зато по его молитвам другие исцелялись от разных болезней. А сколько мелких примеров можно найти!

Конечно, немощному человеку Бог не посылает таких испытаний. Но если вас постигают хоть мелкие скорби, можете порадоваться. Во-первых, вы движетесь в правильном направлении. Во-вторых, Господь не забывает о вас. В-третьих, сам Бог верит в то, что вы справитесь. Так что осталось поблагодарить и оправдать доверие.

Рождественский пост - время молитвы, покаяния и перенесения скорбей. Так что запасайтесь терпением, любовью, желанием меняться и. слезами покаяния. Рождество - светлый праздник. Надо омыть и свою душу.

– установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть по сути лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного – духовной жизни.

Хотя, чего грех таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «Два раза в год они говели…» Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что все же говели они в Великий и Рождественский посты.

Можно привести исторические и литургические ссылки, что наш зимний пост – установление древнее, Церковью принятое и богословами, начиная со святых отцов, подтвержденное, но эти примеры сомневающихся и отвергающих не убедят. Поэтому давайте порассуждаем «по-житейски».

К любому торжеству надо готовиться, а Рождество Христово – Праздник не только тех, кто храмы посещает, к Таинствам святым прибегает и лоб крестит, это событие – государственное. Любая подготовка есть ограничение собственных потребностей, чтобы день Рождества не был будничным. Надобно украсить, убрать, обновить, накопить, то есть собрать лучшее, дорогое, не будничное. Праздник требует жертв. Это, так сказать, светская необходимость поста.

Для верующих людей Рождество Христово имеет прежде всего – и это главное! – сакральный смысл.

Тело отдыхает от скоромного, чтобы душу легче было скребком покаяния очистить.

Тут взаимосвязь прямая, каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, на иное тянет. Усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста.

Посту телесному без поста духовного грош цена

Встречать же Рождество Христово лишь похудевшим, без паче снега убеленной (ср.: Пс. 50: 9) собственной души – пред Младенцем Христом стыдно.

Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем.

Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые.

В мою бытность настоятелем сельского прихода заметил я, что моя прихожанка со своим соседом, тоже верующим человеком, здороваться перестала и никакого общения с ним не поддерживает, хотя раньше такого не замечалось, они даже в храм на пару ходили.

Спросил я у нее:

– Что случилось?

– Да вот три ведра песка у меня занял и не отдает.

– Так вы простите его – пост на дворе. Прощать надобно.

Через неделю заметил, что противостояние продолжается. Решил вновь узнать, в чем дело.

– Простили соседа-то?

– Простила, батюшка.

– Так почему же не разговариваете?

– Так он песок мне не отдал.

Вот здесь сущность нашего неумения прощать и зарыта. Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил или простила, а забыть все то, за что обижались.

Забыть все то, за что обижались, а не просто галочку поставить в душе: мол, простил

Старец Оптинский говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.

Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.

Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожены, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный портрет конца 1950-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» были забыты, и каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.

Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них прежде всего положительные черты обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.

Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы.

Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями Младенца Христа со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом и коровой с ягненком они замирают.

Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя: «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство никого не призываю, но убрать шоры греха с собственных глаз и сердца во время данного поста вполне возможно.

Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» Не могу сказать, что полностью согласен с этим утверждением, но то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно.

Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить в конце концов телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами… Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.

Ясность мысли и трезвость ума для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие проблемы не решишь.

Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем справочники и надоедаем интернетовскому поисковику – и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит. С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем, почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бесперспективных выводов.

Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окружающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха. Так что если светлость мысли куда-то запропастилась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это пост.

Если ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, – лекарство рядом: пост

Мы уже далеки от того времени, когда, как писал Н. Некрасов,

Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.

Но то, что наше стремление достойно встретить Рождество Христово благодатно скажется и на духовном, и на телесном здравии нашем, – несомненно.

Доброго вам Рождественского поста!

Тренировка силы духа от монахини Елисаветы (Сеньчуковой).

Рождественский пост, перегруженный и серыми буднями, и годовыми отчетами, и предпраздничной суетой, и целой неделей изматывающих выходных, тем не менее остается постом - то есть временем духовного если не роста, то воспитания. Звучит, конечно, пафосно, потому что весь наш «рост» уйдет в ширину из-за обилия углеводов, а воспитываться будут наши домашние, которым придется потерпеть без котлет.

Так вот, чтобы этого не было, хорошо бы посвятить некоторую часть дня молитве. Что звучит еще более пафосно, потому что житель мегаполиса зачастую к концу дня совершает один великий поклон во всю кровать, произносит, засыпая, «Господи, помилуй» и, даже не договорив, проваливается в глубокий сон. Часто - меньше, чем восьмичасовой, что только для особо продвинутых монахов способствует упомянутому духовному росту. Обычные люди от недосыпа становятся уставшими и раздражительными.

Ну что ж, попробуем еще один вариант. Попробуем заняться тренировкой если не духа, то хотя бы ума. В конце концов, просветленный ум - тоже инструмент спасения. Предлагаю прочитать несколько книг разных жанров, которые помогли бы сосредоточить на мире взгляд христианина.

«Молчание». Эндо Сюсаку

Несколько лет назад не слишком замеченным прошел киношедевр Мартина Скорсезе по этой книге. Сюжет: два католических монаха отправляются в охваченную гонениями на христиан Японию спасать своего духовного наставника, по слухам, отрекшегося от веры. Братья с негодованием отметают это предположение - не таков их учитель, подвижник веры. Но в Японии они встречаются с совершенно другой, непонятной, абсурдной для европейца реальностью…

Композиция книги довольно проста: в целом это роман в письмах одного из монахов. А вот идея - сложна до отчаяния. После просмотра фильма эта идея настолько врезалась в голову, что я никому не могу посоветовать его посмотреть. В книге она еще более выпуклая, но книгу можно читать с паузами, давая себя возможность выдохнуть.

Почему Бог молчит? Нет, не почему Он терпит страдания невинных людей, включая детей. Этот вопрос уже почти банален и разобран по полочкам:

Он Сам страдал вместе с нами, Он не терпит, а плачет с Голгофы, и нет никакой мировой гармонии в слезинке ребенка, просто каждая слезинка будет утерта с лица, а там уже и не до гармонии как-то.

Я о другом. Почему Бог молчит? Почему Он не слышит прямых и требующих немедленного ответа вопросов?

Эндо ставит своих героев перед страшным выбором: слушать молчание Бога или отступать от Него. Или, что хуже того, слушать Божий ответ и отступать от Него. Или вообще выбора нет: Бог молчит, а от Него можно только отступить. Или говорит, но от Него тоже можно только отступить.

В фильме (внимание, спойлер), как и в книге, только один миссионер не отступил. Который вообще не задавал Богу вопросов. То есть, возможно, задавал, но ответ его не очень интересовал. Он просто погиб. Даже не за Него.

Может, вслушиваться в Бога - не надо?

Ответов примерно миллион, а может, и восемь с половиной миллиардов. Лично у меня ответ такой: тишина, в которой не слышно Его ответа, - активна, и в какой-то момент ты осознаешь это со всей ясностью. Это не просто тишина - это именно молчание. И молчит в ней как раз Бог. А вот почему Он молчит - уже не так важно.

Важно, что в тишине и в молчании, какой бы ни была эта тишина - скорбной, страшной, радостной - Он есть. А как действовать - решать тебе лично. Бог потому и молчит, что Своих решений никому навязывать не собирается.

«Поэтика ранневизантийской литературы». Сергей Аверинцев

Аверинцев был очень хитрый человек. В конце затхлых семидесятых, когда пик репрессий миновал, а научный атеизм, казалось, безнадежно победил, и все церковное действительно стало восприниматься в лучшем случае как «что-то про культуру», в худшем - как пристанище для старушек и дурачков, заведующий сектором античной философии Литературного института Сергей Сергеевич Аверинцев выпускает монографию с заумным названием «Поэтика ранневизантийской литературы». Что еще за византийская, да еще и ранне-, литература?

Конечно, речь идет преимущественно о церковной гимнографии. Хитрый Аверинцев, что называется, «на отвали» отдает дань марксистскому подходу к истории с его общественными формациями, а сам как ни в чем не бывало рассказывает про специфику ранневизантийской литературы (христианской по сути) в сравнении с позднеантичной. Он, ничуть не смущаясь, явно запутывает советских рецензентов, называя монахиню Кассию, позже прославленную в лике преподобных, просто «поэтессой Кассией», преподобного Исаака Сирина - куда менее употребляемым именем «Исаак Ниневийский», он рассказывает о творчестве преподобного (не упоминая этого опасного слова) Романа Сладкопевца, аккуратно указывая на то, что «потомки» его превратили в легенду («а мы-то интересуемся поэтикой, мы-то агиографическое вспоминаем так, для красного словца»).

Впрочем, хитрость хитростью, а в вере Аверинцев стоял твердо. На страницах «Поэтики…» он бесстрашно зовет себя православным христианином. Нет, ну а что такого? Советский Союз - самый справедливый и правовой, нигде не сказано, что человек не имеет права быть верующим. Да, странный, зато вот какую умную книжку написал.

Прочтите этот труд. Он учит красоте - той самой красоте, которую мы часто не видим в богослужениях. Нам кажется, что Великий канон Андрея Критского - громоздкий и тяжелый, а Аверинцев показывает его чуть ли не как философа-платоника, который умеет превратить фигуру из истории или мифа в символ. Мы спорим об авторе «Ареопагитик» - настоящий ли это Дионисий Ареопагит, новозаветный, или Псевдо-Дионисий, - а Аверинцев рассказывает о внутренней эстетике произведений корпуса.

«Маленькая принцесса» («Приключения Сары Кру»). Фрэнсис Бёрнетт

Впадите в детство. Если вы читали эту книжку - освежите ее в памяти, если нет - я вам завидую.

Это книжка про Золушку XIX века. Добрая богатая девочка становится бедной после внезапной смерти отца, претерпевает многие тяготы, но остается доброй и отзывчивой, а потом ее догоняет наследство, и она снова становится богатой. А внутри так и не меняется, только теперь у нее больше возможностей делать добрые вещи.

Сюжет, как видите, далек от оригинальности, можно даже снобистски поморщиться от елейности, но - не спешите. Это очень рождественская история. Есть такой жанр «святочный рассказ» - так вот, это он, только длинный. «Маленькая принцесса» специально написана немного сентиментальным языком, ее персонажи специально немного плоские: злые и гордые - злы и горды, добрые и благородные - добры и благородны, завистливые и вредные - завистливы и вредны, а бедные и благодарные - бедны и благодарны.

Местами слезливо и умилительно. Это такая особенность английской литературы, от Диккенса до «Гарри Поттера» - чтобы в носу щипало. Это напоминание о недостатке в мире хорошего и о том, что надо его преумножать. Если не волшебной палочкой и не капиталами, то хотя бы доброй фантазией и улыбкой.

«Болезнь к смерти». Сёрен Кьеркегор

Один из главных христианских философов датчанин Сёрен Кьеркегор написал много очень личных и глубоких книг. Самая известная - «Страх и трепет», в которой он, отталкиваясь от библейского сюжета о жертвоприношении Исаака, исследует, практически препарирует само чувство веры, ее внутреннее содержание.

«Болезнь к смерти» - трактат, посвященный греху отчаяния. Отчаяние, по мнению философа, страшнее смерти. Если о смертоносной болезни Лазаря Христос сказал, что это болезнь не к смерти, то с отчаянием все куда сложнее. Отчаяние, объясняет Кьеркегор, это целый комплекс крайнего уныния, гордости, утраты веры и надежды, а вместе с ними и любви. Как следствие - ад уже на земле.

Очень сложно понять, пишет ли Кьеркегор именно о страсти или описывает клиническую депрессию. Да и, если честно, это не самое главное в книге. В отличие от ложных установок «депрессии нет, это все от лени и уныния», текст «Болезни к смерти» вообще очень мало зациклен на оценках описываемого явления. Это текст именно описательный. Да, очень честный - обо всех страстях, которые садятся на это безотрадное состояние, как мухи на, предположим, варенье, Кьеркегор пишет прямо. Например, если человек считает себя недостойным Божьего прощения - он гордец, потому что какое он имеет право решать за Бога, кого и по каким соображениям Ему прощать?

Возможно, наш прокачанный в популярной психологии современник и скажет, что это еще большее затравливание жертвы, но если на секунду отвлечься от модных теорий, то главный посыл автора становится совершенно понятен: не надо прятаться в отчаяние. Ни как в страсть, ни как в проявление депрессии. Это очень удобно: залезть под одеяло, отвернуться носом к стенке и превратиться в эту самую стенку. Да, это мучительно и, как это сказать поточнее, мёртво. Но зато это лучшая защита от переживания бытия, неизбежно завершающегося смертью. То, что мертво, умереть не может, как знают все, кто смотрел «Игру престолов» и у кого есть элементарное чувство логики.

Подступило к сердцу отчаяние? Вперед на исповедь. И к доктору тоже вперед. Сказано же: болезнь, смертельная.

«Господа Головлевы». Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - не самый читаемый русский классик. «Господа Головлевы» есть в школьной программе (по крайней мере, когда я училась - были), но в полноте понять этот роман можно только с жизненным опытом и пониманием некоторых христианских реалий. Поэтому обычно, слыша фамилию Салтыков-Щедрин, мы вспоминаем только название «Город Глупов». Потому что тут все понятно - бюрократия, коррупция, глупость, жадность, грязь и терпеливость, которую уже можно смело называть обидным словом «терпильство».

Одним словом - сатира, злая и остроумная.

Другое дело - роман «Господа Головлевы». Позволю себе предположить, что это одно из самых страшных произведений в русской литературе. Главный герой с говорящим прозвищем «Иудушка» не просто нравственно падший, испорченный человек - он просто концентрация серого и душного праха, через который не прошло дыхание Божье. Если хотите, Иудушка Головлев - это человек, который произошел от обезьяны, выдуманной в пику Шестодневу.

В этом смысле «Господа Головлевы» могут быть поставлены в один ряд с «Повелителем мух» Голдинга или «Заводным апельсином» Берджесса. Зло в человеческой природе, отталкивающая липкая грязь зла, поглощающая человека, как болото.

Но русскую литературу XIX века не зря читают во всем мире. В ней нет безнадежности. В самых страшных трагедиях видны отблески катарсиса. А в «Господах Головлевых» катарсис будет по полной программе! Пусть ему и уделена жалкая пара страниц. Перечитайте. Чем ближе к Рождеству, тем актуальнее книга о перерождении человечества в лице одного такого Иудушки, ставшего Порфирием.

Зима, помимо множества прелестей вроде искристого снега, санок, елки и Деда Мороза, имеет еще одно существенное преимущество — обилие праздников. Это время сплошных застолий! Пиршественные дни у католиков открывает Рождество, которое по обилию угощений и духу торжественности затмевает Новый год. А какое же Рождество без пирога?!

Рождественский пирог можно рассматривать как своего рода фетиш. Кондитеры всего мира соревнуются между собой, пытаясь побить существующие рекорды и испечь к празднику самое большое изделие. В прошлом году в Бангкоке, к примеру, такое чудо завесило 2300 килограммов. Но азиатов все равно обошел Дрезден — их рождественский штолен потянул на 4 тонны. Пирог торжественно провезли по всему городу на повозке, а потом разрезали на маленькие кусочки, чтобы отведать священное лакомство смогло как можно больше немцев. Но японцы перещеголяли всех, изготовив кулинарный шедевр, по стоимости приближающийся к небольшой вилле — 1,65 миллиона долларов. На разработку его дизайна ушло полгода, а вместо фруктов в украшении использовано 223 бриллианта! Каждый старается быть замеченным…

Во многих странах так повелось, что ко дню появления на свет младенца-Иисуса обязательно готовили мучные изделия: пекли караваи, пирожки, булочки, калачи, колобки, шанежки, расстегаи, кулебяки, курники, сайки, лодочки, пудинги, пирожные, маленькие постные пирожки из ржаной муки или смеси пшеничной и ржаной — калитки. В Сочельник хозяйки в Украине и России делали преснушки — постные пироги с ягодами, морковью, грибами, кашей. Ну, а уж в праздник разговлялись на славу! В старину стол посыпали сеном, застилали скатертью, в центр ставили посуду с сочивом (кутьей) и размещали вокруг двенадцать блюд — по числу апостолов. Самое почетное место занимали гусь с яблоками и рождественский пирог. Была на столе и мелкая выпечка, предназначенная для того, чтобы раздавать колядующим.

Чаще всего праздничный пирог бывал сладким. В некоторых странах даже есть свои канонические национальные рецепты. Но в основном используются такие ингредиенты, как яблоки, творог, миндаль, грецкие орехи, финики, инжир, изюм, цукаты, сухофрукты. Из пряностей в дело идут кардамон, имбирь, гвоздика, мускатный орех, цедра. Нередко в тесто добавляют коньяк, ром, водку.

А каких только начинок не было в старину! Готовили рождественские пироги с мясом, рыбой, мозгами, яйцами, горохом, кашей, луком, солеными огурцами, морковью, грибами, щавелем, ревенем, капустой, репой, курицей, дичью, маком, разными травами, мятой, заячьей капустой. Изделия отличались не только по вкусу, но и по форме: открытые и закрытые, круглые и квадратные. Причем в Украине было принято всю Божью еду, в частности, пирог, вынимать из печи только с восходом солнца, хотя готовили — накануне. Некоторым продуктам, входящим в состав рождественского пирога, придавали сакральный смысл. Мак, орехи символизировали множественность, изобилие. Мед употребляли, чтобы жизнь была слаще.

Любопытный факт. Западные ученые решили проверить, насколько разная обстановка влияет на вкус рождественских блюд. Собрали две группы добровольцев и поместили их в двух комнатах. Первая — была освещена свечами, в ней витал запах корицы, звучали рождественские мелодии. Во второй — пахло хвоей, и играла классическая музыка. Больше в поедании пирога преуспели те, кто находился в первой комнате — атмосфера Рождества явно усиливала аппетит.

Другой интересный факт. Как известно, англичанина Чарльза Диккенса называют создателем рождественской философии. Так вот, в музее писателя, в Лондоне, начинают праздновать явление на свет Христа-младенца чуть ли не в начале ноября. В это время для всех посетителей снижена плата на билеты, каждому положен кусок рождественского пирога и стакан вина. Впрочем, именно в Англии готовят не пирог, а сливовый пудинг, настоянный на виски — так называемый «Крисмас Пай». Говорят, на редкость невкусная вещь. Его готовят за шесть недель до праздника и считают, что со временем кушанье приобретает более изысканный вкус. У Агаты Кристи можно прочитать о ритуале приготовления этого рождественского блюда. По старинному обычаю, изготовлению пудинга предшествует специальная молитва; все живущие в доме должны приходить на кухню размешивать тесто и загадывать в этот момент желание. В глазах рядовых викторианцев «Крисмас пай» был символом могущества империи, «над которой никогда не заходит солнце». В тесте обычно запекали серебряную шестипенсовую монетку и сухой боб или горошину. Досталась монетка — значит, человек будет целый год счастлив, горошина или боб — быть обладателю находки королем/королевой вечера либо… придется платить за всех (это решает жребий). Есть и другой вариант «начинки»: кольцо — к свадьбе, маленькая подковка — к удаче.
Самый большой сливовый пудинг был испечен в 1931 году в Ланкашире. На его изготовление понадобилось 60 часов, а весил он полтонны.

Кроме того, в разных графствах Англии были свои обряды, связанные с рождественским пирогом. В Йоркшире нельзя было разрезать его в канун праздника. В Оксфордшире девицы должны были замешивать тесто в полном молчании, а перед тем, как поставить его в печь — написать на сыром изделии первые буквы своего имени. Готовый пирог помещали в спальне, и двери в ней не закрывали, чтобы мог зайти жених, изобразить на выпечке свои инициалы и молча уйти. Это воспринималось, как предложение руки и сердца.

Не менее интересна история немецкого штоллена. Данное кондитерское творение ведет свою историю с XV века. В старину оно называлось «штризель», дав впоследствии свое имя знаменитой рождественской ярмарке в Дрездене. Согласно церковным догмам, штоллен выпекали только из муки, воды и дрожжей, без масла и молока. Естественно, и вкус был соответствующий. Тогда курфюрст Эрнст Саксонский и его брат Альбрехт обратились к Папе Римскому с просьбой разрешить добавлять в рождественский пирог сдобу. Это послание вошло в историю под названием «Масляное письмо». Разрешение было получено, правда, с массой условий.

Сохранились сведения о том, что в 1730 году курфюрст Август Сильный заказал для своего праздника у дрезденских пекарей огромный штоллен. В специально построенной печи над ним колдовали сто мастеров. Весил пирог 1,8 тонны и был съеден 2400 гостями. По дороге в замок его сопровождала красочная процессия из восьми кондитеров и восьми подмастерьев, несших двухметровый нож. А доставлялось это диво на повозке, которую тащили восемь лошадей. С тех пор в Германии появилась новая традиция — Праздник рождественского пирога.
В Греции ритуальное мучное изделие называется «василопиты». В нем запекают монетки с изображением святого Василия, а наверху рисуют крест.

Поэтому рождественские пирожки называются «Хдеб Христа». Их ставят посреди стола и поливают медом с фруктами.
В Болгарии пекут баницу — пирог из тончайших листов теста, в которое тоже прячут монетку. Будет счастлив тот, кому она достанется. Готовую баницу, только что вынутую из печи, сбрызгивают водой, и все члены семьи принимаются считать количество пузырей на ее поверхности — «бугорки» указывают на счастье, которое придет в дом.

В карибский рождественский пирог входят сухофрукты, чернослив, сушеное манго, засахаренная вишня, ром. В Провансе в праздничной выпечке обязательно присутствие лаванды, меда и миндаля. Норвежский пирог называется «крансекаке» и имеет вид аппетитной пирамиды. Итальянцы в свой панфорте ди сиена («твердый хлеб») кладут бразильские орехи, миндаль, сушеные фиги (инжир), изюм, какао, имбирь. А в пирог под названием «панеттоне» входят цукаты, изюм, лимонная цедра и традиционная смесь из бренди, персиков, фиников, клюквы, орехов и т. д. Его готовят заранее, чтобы хорошо настоялся, и потом он может храниться… больше года. Кроме того, на Апеннинах жарят рождественские «капелетти» — маленькие пирожки с тремя видами мяса и мягким сыром.

Зато в Австрии яблочный штрудель вытеснил более ранние виды обрядовой выпечки.
В Саксонии пекут традиционную коврижку. В XVI веке князья ее дарили друзьям, причем она могла достигать длины скамьи. В Скандинавии делают рисовый пудинг с вензелями и изюминкой внутри. Кому она попадется, тот первым в грядущем году и обвенчается. Но перед тем как съесть пирог, нужно загадать желание.

По традициям Ирландии и Уэльса, специальный хлеб пекли только в Сочельник, между восходом солнца и закатом. Это была большая круглая лепешка, на которой перед выпеканием ножом рисовали крест.

Шведы готовят плум-пудинг из хлебных крошек с добавлением специй и фруктов. Перед подачей его обливают ромом и поджигают. Финны в Рождество едят пирожки из сдобного теста со сливовым вареньем, а также пирог с капустой и яйцом. Французы делают традиционный торт «Полено» и каравай, который украшается зеленью, остролистом, омелой. Его разрезают на несколько частей: для бедных, для домашних животных, для умилостивления водной стихии и для самой трапезы.
Каждый народ помнит, чтит и ценит свои традиции. Особенно рождественские. А пирог к Рождеству — дело святое!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Небесная сфера. Кульминация светил. Вид звездного неба на различных географических параллелях Что называется кульминацией светила
Фотографии и видео из рио-де-жанейро
Уимблдонский турнир: история, описание, традиции Кто в финале уимблдона у мужчин